- Гражданское право

Как амнистия прописана в уголовном праве, кому она предоставляется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как амнистия прописана в уголовном праве, кому она предоставляется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Амнистия – это акт Государственной Думы Федерального Собрания РФ, который объявляется в отношении индивидуально-неопределенного круга лиц, совершивших преступление и содержащий предписания об их освобождении от уголовно-правовых последствий совершения преступления в виде уголовной ответственности или наказания, либо о сокращении срока уже назначенного наказания или его замене более мягким видом наказания о снятии судимости (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ст. 84 УК РФ). Таким образом, эти правовые нормы направлены на изменение социального и юридического положения (статуса) граждан, подверженных уголовному преследованию, путем смягчения их уголовно-правовой участи. В акте об амнистии эти лица индивидуально не определены, поэтому решение о применении акта об амнистии принимается в последующем уполномоченными органами в отношении каждого лица индивидуально.

Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции РФ каждый осужденный за преступление имеет право «просить о помиловании или смягчении наказания». Это право включено в перечень основных прав и свобод человека и гражданина (гл. II Конституции РФ) и получило закрепление в международных правовых документах. При этом следует подчеркнуть, что в п. 4 ст. 6 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» это право распространяется только на приговоренных к смертной казни.

Так же как и амнистия, помилование находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ). Осуществляет помилование Президент РФ (п. «в» ст. 89 Конституции РФ). Таким образом, помилование составляет исключительную прерогативу главы российского государства, действующего как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Конституционные нормы о помиловании получают дальнейшую конкретизацию в уголовном, уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве. Так, в ст. 85 УК РФ указано, что помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

Из законодательства следует, что помилование отличается от амнистии как по субъекту принимаемых решений, так и по объекту этого решения: оно осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица, совершившего преступление. Юридический статус последнего («осужденный») определяет отличие помилования от амнистии также по характеру (видам) уголовно-правовых последствий. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования: 1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо 2) назначенное наказание может быть сокращено или 3) заменено более мягким видом наказания, 4) может быть снята судимость с лица, отбывшего наказание. Иными словами, при амнистии круг возможных юридических решений значительно шире, поскольку амнистии могут подвергаться не только осужденные, но и иные категории лиц, совершивших преступление.

В действующем законодательстве и современной юридической литературе понятия «амнистия» и «помилование» употребляются для обозначения различных по правовой природе институтов. Между тем прежде они охватывались одним термином – «помилование».

Оно могло быть индивидуальным и амнистией (всепрощением).

Известно, что еще в трудах известного итальянского просветителя XVIII в. и представителя классической школы криминологии Чезаре Беккариа выделялось две разновидности помилования – прощение и милость. Следовательно, понятие «помилование» рассматривалось как более общее (родовое) и в законодательстве зарубежных стран того периода.

Законодательное определение помилования в современном праве России отсутствует. «Помиловать» в русском языке означает «оказав снисхождение, ослабить или отменить наказание», а миловать – «щадить, прощать кому-то вину». Характерно поэтому, что предлагаемые в теории права определения помилования обычно опираются на термины «благодеяние», «милосердие», «прощение», выделяя при этом его юридические признаки. Так, по мнению А.С. Михлина, помилование – это «не только акт милости, это еще и акт доверия», в результате которого осужденный должен искупить свою вину честным трудом и не совершать новых преступлений. Помилование именуется актом милосердия и в некоторых определениях Конституционного Суда РФ, содержащих изложение его правовых позиций по этому вопросу.

Таким образом, при характеристике помилования нередко преобладают либо социальные, либо сугубо юридические оценки, подчас игнорируя его действительную социально-правовую природу. Это не всегда способствует установлению реальных оснований помилования.

Так, иногда его рассматривают как реализацию метода правового поощрения и делают из этого соответствующие выводы. Между тем поощрение в праве представляет собой юридическую награду за заслугу, которой считается социально активное поведение поощряемого.

Исходя из этого высказывается мнение, что предпосылками помилования является позитивное посткриминальное поведение осужденного, выраженное в признании им своей вины, возмещении причиненного им ущерба, удовлетворении гражданского иска и т.п. Такие качества положительно характеризуют личность осужденного, однако не могут считаться основанием помилования. Оно является исключительным правом Президента РФ, выступает актом милосердия, поэтому законодательно не ограничено какими-либо рамками. Само ходатайство осужденного о помиловании не может безусловно свидетельствовать о признании им вины и подлинном раскаянии. Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании, однако при этом не гарантирует каждому право быть обязательно помилованным. Это ходатайство может быть Президентом РФ отклонено, а его решение не подлежит обжалованию в судебном порядке.

Помилование нельзя рассматривать и как акт правового компромисса. Известно, что компромисс представляет собой взаимную уступку противоположных сторон. Элемент «уступки» при помиловании можно усматривать со стороны Президента РФ, главы государства, как «милующего» субъекта. Нередко отмечается, что помилование составляет «изъятие из законов общих правил о неотвратимости ответственности и наказания». Однако при помиловании никакой уступки со стороны осужденного не предполагается, он лишь пользуется конституционным правом просить о помиловании (ч. 3 ст. 50).

Таким образом, помилование как исключительное правомочие главы государства не может быть отнесено к какому-либо из рассмотренных ранее правовых институтов. Оно имеет иную (особую) социально-правовую природу, поэтому их критерии и рамки не применимы к оценке оснований помилования. Очевидно по этой причине они законодательно не определены.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ таковым является осужденный за преступление.

Осужденным считается обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). В литературе обращается внимание на то, что Президент вправе осуществить помилование независимо от стадии уголовного процесса, а не только в отношении осужденных, отбывающих наказание или лиц, его отбывших.

Социальная оценка акта о помиловании как акта милосердия представляется правильной и соответствует принципу гуманизма. Она влияет на регламентацию форм (видов) смягчения уголовно-правовой участи осужденного и их реализацию в каждом конкретном случае. Это позволяет определить помилование следующим образом: помилование представляет собой акт милосердия, осуществляемый Президентом РФ в рамках его конституционных полномочий, применяемый по отношению к индивидуально-определенному лицу, осужденному за совершение преступления и заключающийся в смягчении его уголовно-правовой участи в виде освобождения от дальнейшего отбывания наказания, сокращения или замены назначенного наказания более мягким его видом, либо в снятии судимости.

Читайте также:  Как вырастут пенсии и пособия с января 2023 года. Точные цифры

Правовая сущность уголовных и обычных амнистий в России

Кем решается, будет ли проводиться амнистия по уголовным делам и состоится ли она в 2020 году? В соответствии с Конституцией РФ, её объявляет Государственная дума, которая при этом руководствуется положениями УК.

При этом данная мера не означает, что совершённое преступление не будет указываться в списке уголовно-наказуемых деяний. Кроме того, амнистия не носит индивидуальный характер, но может быть применена только к определенному кругу лиц. И если человек повинен в совершении преступления, не попадающего в сферу действия данного акта, он будет вынужден отбывать полный срок своего наказания. И даже в том случае, если его правонарушение будет похожим на оказавшиеся в списке для досрочного освобождения, это не будет иметь никакого значения.

То, что соответствующий акт был подписан, также ещё не означает, что заключенный обязательно будет выпущен на свободу. Его участь будет решаться следующими органами:

  • прокуратурой;
  • судом;
  • органом, занимающимся предварительным расследованием.

Как правильно подать ходатайство на освобождение по амнистии

Несмотря на то, что пока ещё отсутствует информация о запланированном на ближайшее время смягчении участи заключённых, да и поводов для объявления амнистии пока нет, в Государственную Думу может быть внесен соответствующий проект в любой момент.

Если объявят амнистию, то данная процедура будет применяться к гражданину следующим образом:

  1. Специальной комиссией рассматривается дело заключённого и определяется, попадает ли он под выпущенный акт.
  2. Суд вынесет решение о применении амнистии. Документы будут поданы учреждением, в котором осужденный отбывает срок заключения.
  3. В завершение процедуры начальник колонии издаст соответствующий приказ.

Самому правонарушителю писать заявление не нужно: процессом его досрочного освобождения будет заниматься начальник колонии. В случае необходимости можно будет обратиться и к адвокату.

Правда, нужно учитывать то, что практика иногда расходится с теорией и тогда заключённым и их родственникам приходится прибегать к помощи СМИ, чтобы добиться справедливого решения. В соответствии с законодательством, осуждённые должны быть освобождены в случае амнистии в течение 6 месяцев, но к этому времени у некоторых из них и так срок наказания может уже закончится. Если это — ваш случай, то примите следующие меры:

  1. Направьте ходатайство начальнику колонии и судебным органам (к ним удастся обратиться через специальную часть). Текст может быть коротким: «Прошу применить по отношению ко мне акт амнистии и освободить без лишнего промедления».
  2. В соответствии с законодательством, вы должны получить ответ в течение 3-10 дней. Но что делать, если никакой реакции не последовало? При игнорировании такого ходатайства можно смело обратиться в прокуратуру и пожаловаться на бездействие.

Правовая сущность амнистии

Парадоксально, но правовая природа амнистии не совсем однозначна. Одни специалисты утверждают, что акт регулируется нормами уголовного права. По мнению других, амнистия – один из институтов государственного права. Третьи занимают промежуточную позицию, утверждая, что природа института двойственна, то есть имеет гражданско-правовые и уголовно-правовые основы. В любом случае, акт амнистии нельзя считать актом уголовного законодательства, поэтому при его составлении никаких изменений в УК РФ не вносится.

Амнистия своим существованием не отменяет преступности описанных в ней деяний. Мало того, эти деяния, совершенные вне сроков амнистии, влекут за собой прежние меры наказания. Смягчение наказания по амнистии никоем образом не говорит о необъективности вынесенного судом наказания. Лицо, привлеченное к уголовной ответственности и попавшее под амнистию, считается обоснованно обвиненным, поэтому не получает права на реабилитацию. Этот документ можно считать актом милосердия со стороны государства.

Статья 84 УК РФ содержит в себе некоторые разъяснения особенностей такого документа, как амнистия. В частности, в ней сказано, что смягчение наказания применяется не к индивидуальным лицам (в чем и заключается отличие от помилования), а к целой категории лиц, которых невозможно перечислить пофамильно. Зато в акте об амнистии предельно четко сформулировано описание этой категории. Сюда могут быть включены женщины, несовершеннолетние, лица старше определенного возраста.

Решение об амнистии принимается не спонтанно. Помимо перечисленных поводов существуют и объективные обоснования для совершения со стороны государства подобного шага. Никто не может дать гарантии того, что человек, отбывший наказание в полной мере, стал на путь исправления. Это косвенно подтверждает тот факт, что осужденный раньше положенного срока осознал свою вину и ему необходимо дать шанс адаптироваться в социуме.

Переполненность тюрем является ключевой проблемой системы исполнения наказания. Но при этом ни одна страна в мире открыто не заявляет о данной проблеме, так как это свидетельствовало бы о росте преступности. Модернизация старых тюрем влечет за собой существенные материальные затраты, которые в бюджете не предусмотрены.

Высокий уровень безработицы в стране негативно влияет на возможность трудиться и получать заработную плату, находясь в заключении. Особенно ярко данная проблема просматривается в период экономического кризиса. Именно амнистия дает определенной категории граждан честно трудиться и создавать себе подспорье, чтобы в дальнейшем прочно встать на ноги.

Объявленная актом Государственной Думы РФ амнистия, является основанием для органа правосудия издать постановление об освобождении конкретных осужденных, характеристики личности и правонарушения которого соответствуют, изложенным в комментариях к данному документу. Выявление лиц, подходящих под характеристики подлежащих амнистированию, может занять значительное время, так как претворять решение Госдумы на местах придется органам правосудия, в чьём ведении находятся учреждения коррекции.

Для лучшей ресоциализации освобожденных по амнистии, каждый из них должен получить сопровождение в лице инспектора уголовно-исправительной инспекции по месту обитания, который не только проследит за адаптацией бывшего осужденного, но и поможет решить ряд организационных вопросов.

Чтобы попасть под амнистию преступник должен закончить свои противоправные манипуляции до срока принятия соответствующего акта. То есть, если будут зафиксированы действия, классифицируемые, как подлежащие амнистии, но свершенные после вступления документа в силу, лицо, их реализовавшее, от ответственности не освобождается.

Амнистия не является реабилитацией и не освобождает освобожденное лицо от необходимости компенсировать вред, а также не дает возможности восстановиться на работе в принудительном порядке.

Зачем проводится амнистия

Государство объявляет амнистию не просто так, а в первую очередь преследует определенные цели:

  • Для того чтобы содержать одного заключенного государство тратит в год 100 тысяч рублей. Для экономической ситуации, которая складывается в стране, это существенная сумма. Поэтому экспертами было подсчитано, что для страны благоприятным моментом будет досрочно освободить от заключения около 200 тысяч заключенных;
  • Еще одной из причин повышения числа актов амнистии – это значительное сокращение числа сотрудников уголовно-исполнительной системы. Так, например, как показывает статистика в 2015 году количество сотрудников уменьшилось на 27 тысяч человек при том, что численность заключенных осталась прежней.

Если вдуматься в аргументы некоторых сторонников амнистии «по-российски», то главный из них состоит в том, что она якобы исправляет судебные ошибки, которые, по их мнению, носят массовый характер. При этом не ставится вопрос, почему ошибки произошли и кто за них ответит. Такой подход не поможет сделать общество справедливым, ибо завтра они снова повторятся. Подобная позиция попросту алогична. Ведь если правоохранительные органы работают профессионально и беспристрастно, а суды справедливы, то никакая амнистия не нужна. Но если они не обладают этими качествами, то амнистии не прибавят им ни профессионализма, ни беспристрастности, ни справедливости. Наконец, этот подход маскирует проблему (если она есть), создает видимость ее разрешения и тем самым препятствует ее разрешению.

Читайте также:  Нормы предоставления нового жилья

Кто, как и когда объявляет амнистию?

Кто объявляет амнистию в РФ? Закон об амнистии должна принять Государственная Дума. Они принимают постановление об объявлении амнистии, а также постановление о порядке его применения.

Эти документы содержат в себе взаимосвязанные положения, поэтому применение лишь одного постановления без другого просто невозможно.

Постановление об объявлении амнистии содержит перечень лиц, к которым применятся амнистия, условия ее применения, и лица, которые не могут рассчитывать на амнистирование.

Кроме того, в этом документе указываются органы, которые ответственны за исполнение амнистии, разъясняются некоторые термины и положения первого документа. В его преамбуле указывается причина объявления амнистии — принцип гуманизма.

Постановление об объявлении амнистии подписывает Председатель Государственной Думы и его публикуют на протяжении 3-х суток после принятия. Постановление об амнистии подлежит обязательному исполнению в течении полугода.

Легко ли выйти по амнистии

В ст. 84 УК РФ установлены общие правила амнистии, рассматриваемой Госдумой в качества акта, касающегося неопределенного в индивидуальном порядке круга лиц и освобождающего их от наказания, ответственности или судимости, но сами правила проведения данной процедуры никак при этом не регламентируются.

Перечень категорий граждан, подлежащих досрочному освобождению, а также наименование уголовных статей, попадающих под действие акта, определяются Постановлением об амнистии.

Когда же речь заходит о применении данной меры к конкретному человеку, это решается соответствующим органом. К примеру, если решения суда ещё не было, но уже ведётся предварительное расследование уголовного дела, следователь или дознаватель должен издать постановление о его прекращении. В том случае, когда приговор уже был объявлен, но ещё не вступил в законную силу, применение амнистии должен решать суд и т.п.

Однако на практике не все лица, к которым может быть применена амнистия, выходят на свободу досрочно. Администрация исправительного учреждения может решить, что заключенный не подпадает под указанные критерии и поэтому должен и далее отбывать свой срок. Случается, что такое происходит и в целях оказания давления на осужденного или же в том случае, когда от него ждут «вознаграждения».

В подобной ситуации человек должен обратиться за помощью к уголовному адвокату. Самый лучший способ решить данную проблему — это обжаловать решение об отказе в применении амнистии к осужденному. Данная возможность была подтверждена Конституционным Судом РФ ещё в 2013 году, когда рассматривалась жалоба Алеси Зубилевич.

Если до амнистии пока ещё далеко, адвокат может добиться досрочного освобождения осуждённого из мест лишения свободы, использовав следующие способы, предусмотренные ст.172 УИК РФ:

  • отмена приговора и прекращение производства по нему;
  • назначение условно-досрочного наказания;
  • неотбытая часть наказания может быть заменена более мягкой санкцией, которая не будет связана с лишением свободы.

Если приговор по делу был вынесен, это ещё не означает, что человеку теперь придется «от звонка до звонка» находиться в местах лишения свободы. Возможность выйти на свободу досрочно есть почти у каждого осуждённого, главное, чтобы сам этот человек смог правильно ею воспользоваться.

Особенности дачной амнистии

Дачная амнистия предполагает упрощенную процедуру приватизации земли и домов. В этом законе постоянно происходят изменения. Его положения служат причиной для различных споров. Принципы документа разработаны для упрощения приватизации, поскольку на практике есть сложность выполнения процедуры.

Многие граждане сталкиваются с различными проблемами, из-за которых получить в собственность недвижимость очень сложно, а иногда и невозможно. Имущество можно переводить в собственность для личного или дачного хозяйства, строительства, ведения огородничества, возведения гаража. Только в этих случаях земля может перейти в собственность.

Кроме регистрации собственности, дачная амнистия включает правила оформления права на некоторые объекты. Это относится к недвижимости, которая может строиться или ремонтироваться без необходимости разрешения. А этот документ требуется при возведении гаража, для ведения садоводства, строительства объектов недвижимости. Разрешение необходимо для помещений и участков, которые будут использоваться для строительства.

Амнистия предполагает освобождение от наказания, уплаты налогов. Как она применяется, зависит от норм законодательства. Чтобы воспользоваться этим правом, во многих сферах требуется документальное оформление. Знание норм закона позволит правильно воспользоваться амнистией.

История развития института амнистии в России

Изучение того или иного правового института, выработка рекомендаций по его совершенствованию невозможны без глубокого историко-правового анализа возникновения и развития данного института. Не случайно многие авторы среди основных методов в науке выделяют именно исторический метод.

Амнистия является одним из старейших правовых институтов. Слово «амнистия» (от греч. amnestia) в переводе означает — забвение, прощение.

Освобождение от наказания по амнистии известно с самых древних времен. Первые упоминания о ней как государственной мере относятся к истории Древней Греции. Так, во времена афинско-рабовладельческой демократии прощению подлежали целые группы преступников.

В античности термином «амнистия» обозначалось примирение после войны или внутренних раздоров, когда поданные жалобы или внутренние требования не разбирались, приостанавливалось судопроизводство или отменялось вынесенное наказание. Например, в Афинах при Солоне — в отношении Алкмеонидов (403 г. до н.э.); после периода правления Тридцати тиранов: многократно при Птолемее (145-116 гт.) в Египте; в Риме — после убийства Цезаря в марте 44 г. до н.э.

Однако с наибольшей достоверностью можно сказать, что «амнистия является институтом позднейших времен и своим существованием обязана, с одной стороны, широко развитой христианством идеей всепрощения и забвения обид, а с другой — условием внутренней государственной политики».

Большой вклад в изучение истории рассматриваемого нами института сделал П.И. Люблинский. В частности, в истории развития амнистии он выделил три основные формы: теократическую, династическую и политическую1. В основу этого деления он поставил те цели, которые преследуются государством при той или иной форме амнистии.

Теократическая амнистия присуща тому государственному строю, в котором духовенство играет роль первенствующего класса в стране и свое влияние употребляет на поддержку светской власти. При теократической амнистии ослабление силы репрессии компенсируется усилением религиозного чувства. Власть, издающая амнистию, принимает все меры к тому, чтобы укрепляющее действие амнистии было направлено на усиление религиозной преданности.

Начало теократической амнистии выражено в Византийском периоде римской истории, когда в народе пытались пробудить чувство религиозной преданности посредством актов религиозного смирения и милости, предписываемой богом. В этих актах само божество выступало как дарующее амнистию, или эти акты даровались от его имени.

Другой, еще более яркий пример теократической амнистии можно найти в русской истории. Религиозная форма амнистии была завезена к нам из Византии и долгое время сохраняла такой характер. Всякое милосердие по отношению к преступникам выставлялось как милость, диктуемая богом, а царь лишь слушал веление Бога. В императорскую эпоху русской истории также продолжают применяться амнистии, покоящиеся всецело на религиозных основаниях.

Постепенно влияние религиозных идей на поведение людей стало столь слабым, что теократическая амнистия, как государственная форма стала отмирать, и в последующих амнистиях лишь иногда можно было встретить отдельные пережитки старых форм.

Читайте также:  Какой срок исковой давности по ДТП к виновнику

В отличие от теократической, династическая форма амнистии присуща абсолютной монархии. Она может быть определена как амнистия, «всецело предназначенная для укрепления любви и преданности населения царствующей династии и направлена на усиление монархических атрибутов власти».

Поводами для династической амнистии являлись различные события в семье, в личной или государственной жизни монарха; вступление на престол, брак, рождение наследника, громкая победа и др. Характерным является то, что данная форма амнистии практически не распространялась на политические преступления. Также амнистии часто смешивались с иными милостями, даруемыми по поводу радостных событий и не относящимися к правосудию, и стали входить как составная часть в общие манифесты, теряя свою самостоятельную государственную форму.

«Династическая амнистия жизнеспособна и прогрессивна в те периоды, когда монархическая власть является носительницей более высоких начал развития, нежели те, которые в данное время доминируют в обществе… Кипучая гражданско-политическая жизнь выдвигает иные основания для амнистии, а династические основания сохраняются в качестве чего-то традиционного… Позже обнаруживается безрезультатность династических амнистий, в результате чего амнистия, как атрибут монархической власти, отмирает и заменяется законодательной ее формой, которая служит выразительницей амнистии гражданско-политической».

Глава государства ввел важные новации в процедуру помилования. При решении вопроса, достоин тот или иной человек прощения, будут приниматься во внимание в том числе обращения от общественных организаций, а также адвокатов или родственников осужденного. В целом нововведения, по мнению экспертов, позволят расширить применение помилования.

Сегодня «Российская газета» публикует указ президента России, утверждающий новое положение «О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ». Напомним, что в отличие от амнистии каждое помилование — адресное решение. Амнистии объявляет Госдума, при этом отдельно обозначая осужденных, на которых распространяется прощение. Допустим, только осужденные за мелкую кражу. Или только женщины, осужденные за нетяжкие преступления. И так далее. Объявлять помилование — исключительное право президента страны, закрепленное в Конституции. Объявляется помилование пофамильно. То есть каждый случай — индивидуальный. А чтобы в президентские списки не попадали случайные люди, глава государства подключил к процедуре помилования гражданское общество.

Специальные комиссии в регионах проводят предварительный отбор, изучая прошения осужденных, затем губернаторы направляют одобренные ходатайства в администрацию президента. Такая система создана достаточно давно. Но сейчас она будет значительно усовершенствована.

«Институт помилования работает, но мы, адвокаты, да и граждане России рассчитываем на то, что помилованных будет больше, — сказал «РГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов Владислав Гриб. — На мой взгляд, учитывая число осужденных, которое в данный момент отбывает наказание, количество помилованных граждан должно увеличиться».

По его словам, президентским указом вводится несколько новаций, которые направлены на повышение эффективности института помилования.

«Специальные комиссии при губернаторах должны будут всесторонне рассматривать ходатайства о помиловании, — говорит он. — Будут учитываться обращения о помиловании от представителей общественных организаций, и сведения о поведении осужденного в местах отбывания наказания. Максимальный учет всех мнений может оцениваться исключительно как шаг вперед».

Вице-президент ФПА отмечает, что региональные комиссии по вопросам помилования состоят из активных членов гражданского общества. Раз в пять лет треть этих комиссий будет обновляться. По словам Владислава Гриба, такая ротация позволит, с одной стороны, пополнять комиссии новыми лицами, а с другой стороны, сохранять преемственность авторитетных правозащитников.

По старым правилам ротация в комиссиях проходила раз в три года.

В свою очередь советник Федеральной палаты адвокатов Евгений Рубинштейн обращает внимание, что указом расширен список лиц, которые вправе подавать ходатайство о помиловании. Просить прощения смогут условно осужденные, осужденные, получившие отсрочку, а также условно-досрочно освобожденные из мест освобождения свободы — пока их свобода будет оставаться условной. В случае помилования такие люди будут сняты с учета уголовно-исполнительных инспекций ФСИН, ограничений в их жизни будет меньше.

«Также подверглась определенному изменению процедура прохождения ходатайства о помиловании, — продолжает Евгений Рубинштейн. — В частности, появились дополнительные обстоятельства, которые должны учитываться при принятии решения о помиловании. Например, мнение потерпевших или их родственников относительно возможности помилования».

Член Ассоциации юристов России Дмитрий Семенников напоминает, что за 2018-2020 годы прошения о помиловании были удовлетворены 16 раз. А через комиссии по помилованию в 2019 году прошло не более 5 процентов ходатайств, остальные были отклонены уже на этом уровне.

Согласно правилам, администрация президента не реже одного раза в квартал представляет главе государства обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

В девяностые годы помилование применялось широко. Как напоминает Дмитрий Семенников, в 2000 году, когда действовали еще старые правила, было помиловано 12,8 тысячи человек. Но именно в тот год ряд высокопоставленных лиц задался вопросом: кто все эти люди, изучает ли кто-то их внимательно? И система была изменена. Ходатайства проходят многоступенчатую проверку. При этом снизилось и тюремное население: сажать стали меньше.

Юридическая природа амнистии как категории конституционного права

Вопрос об амнистии неоднократно становился предметом научных исследований в рамках уголовно-правовой науки, однако, амнистия имеет прямое конституционное происхождение, является конституционным основанием освобождения от ответственности и наказания, осуществляется в конституционно-правовом пространстве, вне правосудия, а также лежит в области конституционно-правовой политики. В силу этого, в своей статье мы бы хотели исследовать амнистию, прежде всего, с позиций конституционного права и доказать, что рассмотрение амнистии лишь в рамках уголовного права – ошибочно.

Для детально рассмотрения данной категории, несомненно нужно начать с истории возникновения как такового понятия «амнистия». Существуют различные мнения, по поводу его зарождения.

Одни относят ее появление ко времени Древнего Рима, другие же говорят о еще более раннем появлении – времен Хаммурапи, во втором случае, ссылаются на случай, когда сын царя Вавилонии Хаммурапи помиловал раба, шедшего на смертную казнь.

Российскому же законодательству, в больше известно понятие «помилование», а не «амнистия», которое появилось позднее. В законодательстве дореволюционного времени вообще не существовало такого термина.

Но все же, можно говорить о применении подобной практики еще на Руси, так как еще в то время, на почве религиозности, совершались так называемые амнистии в честь Пасхи, Масленицы, перед началом Великого поста, накануне Светлого воскресения и других церковных праздников.

В династических же целях, амнистия впервые применялась Борисом Годуновым при его короновании в 1598 году, а позже Лжедмитрием было объявлено помилование почти всем князьям и боярам, подвергшимся гонению со стороны Годунова.

Значимым для развития амнистии является период правления Екатерины Великой, примечательным является исчезновение в Манифестах того времени религиозной подоплеки амнистии. Также в период царствования Николая 2 издается целый ряд манифестов об амнистии.

Как самостоятельный институт, амнистия получила свое развитие в СССР. Одним из первых актов об амнистии был акт к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции (2.11.1927 г.), по поводу применения ряда его статей уточнялось, что «амнистия должна применяться судебными органами не только по делам осужденных, но одновременно с вынесением приговоров».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *