- Финансовые споры

Как заполнить европротокол при ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как заполнить европротокол при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аварийный комиссар — специалист, оказывающий всестороннюю помощь участникам дорожно-транспортного происшествия. В его работу входит составление схем повреждений, подготовка фотографий, а в некоторых случаях — оказание первой медицинской и психологической помощи. Функции комиссара могут быть шире. Он может оказывать содействие при сборе и составлении документов, представлять интересы пострадавших в страховой компании, обеспечить вызов эвакуатора и т. д.

Действия в случае отказа страховой по европротоколу

Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:

  • ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
  • отсутствием подписи второго водителя;
  • нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
  • просроченной датой предоставления документации;
  • отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
  • свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.

Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.

Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.

Штраф за неоформление извещения

В 2022 году водители, отказывающиеся от оформления европротокола при незначительной аварии, могут быть оштрафованы. Если в результате ДТП пострадали только одна или две машины, но при этом они не покинули оперативно проезжую часть, им придётся оплатить 1000 руб.

Необходимость во введении штрафов власти объясняют тем, что европротоколом россияне пользуются не слишком активно. На каждые 10 тыс ДТП приходится около 500 случаев, оформленных посредством европротокола, а потому важно способствовать популяризации данного формата извещений. Благодаря данному варианту оформления ДТП удастся существенно улучшить ситуацию на дорогах, по мнению властей. Они рассчитывают на то, что удастся уменьшить и количество пробок.

Штраф за неоформление европротокола введён властями для того, чтобы выработать у водителей привычку фиксировать ДТП, в соответствии с требованиями законодательства, и не задерживать движение в пределах города.

Что нужно сделать после попадания в аварию?

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
  2. Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС — при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС — при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.

  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
  5. Заполнить бланки извещения о ДТП
  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Как заполнить форму европротокола?

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.
Читайте также:  Разные статусы участков: правовые последствия

Что собой представляет

Относительно недавно в России стали активно использовать европротокол, который позволяет оформить ДТП в упрощенном порядке, без вызова сотрудников инспекции.

Документ, именуемый европротоколом, представляет собой бланк унифицированной формы, отражающий сведения о:

  1. Дате и месте аварии;
  2. Участниках происшествия;
  3. Автомобилях;
  4. Свидетелях;
  5. Суммах материального ущерба.

Применение европротокола сопряжено с некоторыми особенностями, в частности:

  • Установлены жесткие условия, соблюдение которых обязательно при использовании указанного документа;
  • Действует лимит по суммам возмещения (если возмещения по европротоколу будет не достаточно, потерпевшему придется истребовать разницу в судебном порядке с виновника аварии);
  • Пострадавшая сторона должна уведомить свою страховую компанию не позднее 5 дней с даты происшествия.

Правила оформления европротокола при ДТП таковы:

  1. Бланк заполняется черной гелиевой ручкой (при отсутствии таковой допускается использование обычной шариковой);
  2. Первый лист бланка имеет две графы (для виновника и пострадавшего), контрагенты должны заполнить каждый свое поле:
  • Сведения должны быть отражены корректно, максимально емко и в сжатом виде;
  • Указываются объективные данные, касающиеся участников, свидетелей, видимых повреждений, дате, месте происшествия;
  • Сведения, указанные каждым из участников не должны противоречить, либо указывать на ту информацию, которую не внес контрагент;
  • Внесение изменений возможно только в крайнем случае и при согласии каждого участника;
  1. После заполнения лицевой стороны необходимо разъединить бланк и внести сведения на оборотный лист:
  • Указывается информация о свидетелях;
  • Каждый из водителей проводит указанную манипуляцию самостоятельно;
  • Если поля оказалось недостаточно, продолжение пишут на белом листе бумаги, которое станет приложением (о наличии приложения, в обязательном порядке, нужно упомянуть в извещении);
  1. Участники ДТП должны поставить свои подписи в пунктах 15,18 – они будут свидетельствовать об отсутствии разногласий.

Лицевая сторона Извещения о ДТП.

На лицевой стороне Извещения о ДТП должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т. п. (то есть необходимо заполнить все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).

В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Описывайте их максимально точно и кратко. Следите, чтобы другой водитель не добавил в указанный пункт не относящиеся к данному ДТП повреждения деталей и элементов. При указании поврежденного элемента (детали) обязательно укажите характер видимого повреждения: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами.

В п. 15 «Замечания» при необходимости Вы можете дополнительно привести сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП, а в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных подпунктов (клеток). Важно правильно отразить маневры Вашего авто, учитывая, что:

  • стоянка — это не остановка. Если Вы остановились, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». Нужно отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;
  • если один автомобиль обгонял другой, перестраиваясь из одной полосы в другую, нужно отметить поз. 12 «Менял полосу» и поз. 13 «Обгонял».
Читайте также:  На свет родись и тут же пропишись!

Каким образом оформляется европротокол

Предварительные действия:

  1. Остановиться, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки (не менее чем за 15 метров, если авария случилась в населенном пункте, и не менее чем за 30 метров, если авария случилась вне населенного пункта).
  2. Убедиться, что участники аварии не пострадали, не имеют претензий друг к другу относительно того, кто виновник ДТП. Желательно сделать фото- и видеозаписи всех повреждений, а если есть свидетели – записать их показания и взять контактные данные.
  3. Самостоятельно заполнить документы. Оформить европротокол можно на бумажном бланке (выдается при оформлении ОСАГО) или в электронном виде в одном из приложений (их несколько, они имеют разный функционал).

Что необходимо сделать водителю после того как он попал в аварию

Зачастую автолюбитель при попадании в ДТП сразу расстраивается и забывает, что нужно делать. На самом деле все очень просто.

Водитель, который попал в аварию, должен:

  • Остановится. Самое главное, что следует сделать – это прекратить движение и оставить авто в таком состоянии до тех пор, пока аварийный случай не будет зафиксирован.
  • Поставить знак аварийной остановки. Согласно правилам, знак должен находиться не менее 15 метров от транспортного средства.
  • Сделать фотографии. Главное – это сделать общий снимок, детально повреждения и автомобили с номерным знаком.
  • Взять координаты свидетелей и уточнить, есть ли поблизости камера видеонаблюдения.
  • Оформить извещение.

Как правильно виновнику уведомить страховую?

Запомните, главное для вас как виновника ДТП не донести до страховщика информацию о событии ДТП, а конкретно получить доказательства такого уведомления.

Это можно сделать двумя способами.

  • Отвезти заполненный по образцу бланк извещения европротокола лично в офис страховой компании. Тогда на копии извещения вам должны поставить входящий номер, печать страховщика и подпись принявшего сотрудника. Если это отказываются делать, не отдавайте и читайте второй пункт!
  • Отправить европротокол почтой с обязательной описью вложений и уведомлением о вручении. Опись и уведомление (которое придёт позднее по факту доставки извещения) нужно хранить в течение не менее 3 лет от даты их получения страховой организацией.

Если вы не отправили свой экземпляр извещения, то у нас для вас есть статья с судебной практикой о возможности избежать регресса.

В каких случаях можно использовать европротокол, а в каких нужно вызывать сотрудников полиции?

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.

Как правильно заполняется извещение?

Прежде чем приступить к написанию европротокола обеими сторонами ДТП обратим ваше внимание на необходимые действия сразу после аварии. Допустим, что вы уже знаете «примитивные» правила первоочередных действий по ПДД.

Но из не очевидных для большинства автолюбителей следует произвести также следующие:

  1. отфотографируйте место происшествия: общее положение организации дорожного движения (по нему вы будете рисовать схему в европротоколе), дорожные знаки и разметку, расположение автомобилей и повреждения (общим планом и детально),
  2. запишите номера телефонов очевидцев – в случае проблем с выплатой по европротоколу они вам могут понадобиться,
  3. пообщайтесь с водителем и установите, что у вас нет разногласий относительно ДТП и что виновник признаёт свою вину (подумайте и сами об этом, если виновный – вы), обоюдно решите, что оба хотите заполнить извещение,
  4. теперь вам нужно убедиться в подлинности и наличии полиса ОСАГО у второго участника, а также на всякий случай проверить свой; и этому мы посвятим небольшую инструкцию ниже.

Лимит выплат по европротоколу при ДТП

Оформление европротокола подразумевает, что оба участника согласны со стоимостью ущерба. Сам ущерб должен вписываться в рамки установленного законом лимита.

Существует два ключевых момента – разногласия и наличие фото- или видеофиксации ДТП.

  • Лимит выплаты 100 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), у участников аварии есть разногласия по обстоятельствам ДТП (о виновнике аварии), но все обстоятельства сняты на фото и зафиксированы в извещении о ДТП;
  • Если есть разногласия, но нет фото- или видеофиксации, то компенсация по ОСАГО не возмещается;
  • Лимит выплаты по ОСАГО 400 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), разногласий у участников ДТП по обстоятельствам ДТП нет, участниками ДТП оформлено извещение;
  • Если нет ни разногласий, ни фото- или видеофиксаций, лимит выплат составляет 100 тыс. руб.

В каких случаях Европротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?

  1. Если Европротокол подписан только с одной стороны. По правилам его обязательно необходимо подписать виновнику и потерпевшему как с лицевой, так и с обратной стороны. Обратите на то, что на лицевой стороне необходимо поставить 2 подписи как в пункте 15 так и в пункте 18 и виновнику и пострадавшему. Если не выполнить данное условии, то Европротокол будет считаться недействительным. То есть для того, что бы протокол был действительным, то вам необходимо поставить 3 подписи, 2 на лицевой стороне и одну на оборотной. Бывает, что виновник умышленно не ставить одну подпись, а потом не выходит на связь с потерпевшим, либо просто забывает поставить подпись. Обязательно возьмите номер телефона у виновника ДТП и в случае выявления каких либо неточностей, связывайтесь с ним в урегулируйте данные вопросы;
  2. Если информацию в Европротоколе невозможно прочитать, к примеру на него попала вода и чернила размокли, появились разводы, чернила расплылись и информацию в невозможно распознать. Поэтому протокол рекомендуют заполнять шариковой ручкой, во первых даже если на протокол попадет вода, то она не расплывется, а во вторых, при заполнении шариковой ручкой получается четкий отпечаток на втором экземпляре протокола. Не допускайте попадания на протокол жидкости и заполняйте его шариковой ручкой;
  3. Необходимо, чтобы полисы ОСАГО у обоих водителей были действительны и не поддельные, если позже выяснится, что полис одного из водителей (к примеру виновника) был поддельный, то в выплате по Европротоколу страховая откажет, так как один поддельный или просроченный полис, это равно нет полиса у одного из участников ДТП, а согласно правилам оформления по Европротоколу, у обоих участников ДТП должен быть действующий полис ОСАГО. В такой ситуации протокол будет считаться недействительным и в выплате вам откажут;
  4. Если данные внесенные в Европротокол имеют разногласия между собой. Это означает, что водители транпортных средств не пришли к согласию и характер и перечень повреждений вызвал у обоих водителей разногласия, а если это произошло, то оформлять ДТП по протоколу запрещено. Однако если все же водители оформили Европротокол и информация была внесена с наличием разногласий, то такой Европротокол считается недействительным и страховая имеет право отказать вам в выплате, так как имеются разногласия между участниками ДТП. Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, вам необходимо вместе с виновником ДТП обсудить перед заполнением протокола, как и при каких обстоятельствах произошло ДТП, так же согласовать перечень повреждений и только после того, как вы пришли к согласию, внимательно заполнить извещение о ДТП;
  5. Если виновник не вписан в полис ОСАГО. К примеру формально полис может быть, он действителен, но оформлен на имя другого человека, к примеру на имя владельца авто, а лицо управляющее автомобилем, не было вписано в полис ОСАГО и получается, что фактически его ответственность виновника ДТП не застрахована по ОСАГО, а это причина отказа в выплате страховой премии и конечно же такой Европротокол признают недействительным и потерпевшему откажут в выплате;
  6. Если не хватает данных в извещении, есть пустые незаполненные графы, тем более на лицевой стороне, которые, ведь на ней указывается самая важная информация, такая как номер полиса, номер авто, номер водительского удостоверения. Внимательно изучите протокол перед тем как его подписать, проверьте не отсутствует ли какая ни будь важная информация и если отсутствует требуйте ее заполнить, а если получаете отказ то вызывайте для оформления ДТП сотрудников ГИБДД, лучше оформить данное ДТП с их участием;
  7. Если неверно указанны какие либо данные. Страховая компания конечно согласно правилам ОСАГО может самостоятельно найти недостающие или неверно указанные данные, но на практике она этого делать не будет, ей проще отказать вам в выплате и признать протокол недействительным. Такое может произойти если виновник не верно укажет номер авто, номер полиса ОСАГО, номер водительского удостоверения. Проверяйте эти данные на месте и если виновник опять же ведет себя как то странно и отказывается вам предоставить для сверки документы, то не оформляйте ДТП по Европротоколу и вызовите сотрудников ГИБДД.

В таких случаях досудебные переговоры редко дают результат. Страховая компания просто отказывает клиенту в выплате на основании недостоверного извещения, а дальше ему остается лишь готовиться к судебному разбирательству. Для этого желательно предварительно обратиться к юристу. Он ознакомится с делом и поможет подготовить документы для обращения в суд:

  1. Исковое заявление. Его копия направляется всем участникам дела для оповещения. В нем истец подробно, но емко описывает обстоятельства дела и выражает свои требования. Образец можно найти в сети или обратиться к профессионалу.
  2. Документы, подтверждающие обстоятельства по делу.

К исковому заявлению обязательно прилагаются:

  • документы, удостоверяющие личность истца,
  • копия оспариваемого протокола,
  • подтверждение оплаты сопутствующих расходов, если истец просит их компенсировать.

Подтвердить правому истца могут:

  1. показания свидетелей,
  2. фото и видеоматериалы с места происшествия,
  3. подтверждения подделки полиса участника аварии (если оспаривание основывается на этом),
  4. экспертизы и медсправки подтверждающие ухудшение здоровья водителя в результате аварии.

Внимание! Иск подается арбитражный суд, так как один из участников дела – страховая компания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *