- Финансовые споры

Теоретические подходы к управлению государственным имуществом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Теоретические подходы к управлению государственным имуществом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственная собственность в нашей стране в течение длительного времени играла и продолжает играть существенную роль в жизни общества. Обвальная приватизация государственного имущества, проведенная в начале 90-х годов прошлого века, привела к существенному сокращению государственного сектора экономики. Это обстоятельство существенно ослабило экономическую безопасность государства. В связи с этим в настоящее время назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. C этой целью Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 была утверждена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (с изм. на 29 ноября 2000 г.). В этом документе отмечается, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сейчас как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Субъекты права муниципальной собственности – муниципальные образования. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами: 1) представительными (выборными органами); 2) органами местного самоуправления; 3) муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми закреплена муниципальная собственность на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Объекты права муниципальной собственности – средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и т. д.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закреплённое за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Государственная собственность – один из основополагающих элементов экономической системы субъекта Федерации. Однако сама по себе государственная собственность не имеет никакого экономического смысла без формирования внятной экономической политики по управлению ею и эффективной системы управления.

Понятие «управления государственной собственностью» практически не находит отражения в федеральных нормативно-правовых актах. В то же время оно закрепляется на уровне законодательства субъектов Федерации. Так, в концепции управления собственностью г. Москвы предусмотрено, что «управление собственностью – это комплекс административных, экономических и законотворческих действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества».

Система управления государственной собственностью, являясь упорядоченным множеством взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых направлено на достижение заданных целей, в частности включает (рис. 1):

а) механизм управления (цели, принципы, методы);

б) функциональную подсистему (функции и органы управления собственностью);

в) процессы управления собственностью;

г) подсистему обеспечения (учет, оценка, кадровое обеспечение, контроль эффективности).

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

    1. имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);
    2. имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Государственное управление как управляющая система должно приобрести характер опережающего состояния, предложить обществу новую стратегию и подходы развития. ХХ век прошел под знаком индустриального развития, научно – технической революции.

В России нельзя строить систему управления умозрительно, согласно чьим-то представлениям об идеальной демократии, полагаясь на стихийное пробуждение инициативы.

В стране 2/3 территории – Север и зоны рискованного земледелия, громоздкие затратные инфраструктуры, транспортная сеть, уязвимые границы.

Надежное функционирование и воспроизводство хозяйства страны, даже только того, что есть, требует эффективной системы государственного управления по вертикали и горизонтали, жесткая централизация оскудевших бюджетных средств, консолидации общества на базе решения конкретных задач.

Государственное управление должно обеспечить функционирование хозяйственного механизма; развитие социальной, экологической и других сфер, где применение рыночных отношений нецелесообразно и неэффективно; укрепление российской государственности и позиции страны в мире.

В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.

Читайте также:  2. Понятие и виды времени отдыха.

Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.

Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.

Рассматривая цель управления собственностью с позиций интересов государства, следует учитывать, что необходима постоянная сбалансированность прироста государственного имущества с теми расходами, которые несут органы государственного управления по обслуживанию задач социального характера, при этом принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления ценой максимальной экономии ресурсов.

Государственная собственность – это материальная основа публичной власти, чтобы обслужить потребности и интересы в общенациональном масштабе, государство всегда должно иметь оптимальный объем собственности.

Необходима разработка Федерального закона «Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации». Данный закон должен содержать:

    1. цели, задачи и принципы управления государственной собственностью (по основным видам объектов собственности); правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований; особенности владения, пользования, распоряжения имуществом; правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;
    2. правила и организационные основы учета имущества, классификации объектов учета, ведения реестров государственного и муниципального имущества;
    3. принципы организации системы управления собственностью, сферы компетенции органов государственной власти в отношении собственности;
    4. общие принципы управления собственностью на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;
    5. правила и порядок приобретения и прекращения прав собственности;
    6. критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств;
    7. критерии и правила сохранения объектов собственности в качестве субъектов хозяйствования.

Виды государственной собственности

Российская Федерация регламентирует муниципальную и государственную форму владения, как результат масштабной передачи обществу имущественных благ. Это природные богатства, финансовые ресурсы, предметы использования, материальные и вещественные производственные средства. Эти объекты были выведены из частного владения, а права пользования частично или полностью получили управленческие органы государства. Уполномоченный владелец – российский народ. Форма владения может быть муниципальной и государственной. На ее принадлежность влияют политические, социальные обстоятельства. Некоторую роль играют экономические факторы.

Субъекты муниципального и государственного владения:

  • Страна, народность страны.
  • Население автономного региона.
  • Территориальное, административное образование.
  • Поселок, город, район.

На официальном уровне собственность муниципалитета и государства разделяют на три класса:

  1. Федеральные, государственные владения, принадлежащие Федерациям.
  2. Владения муниципалитета, которые пребывают во власти местного управленческого органа.
  3. Владения государства, федеративных субъектов, которые причисляются к субфедеральной собственности.

В основе государственной собственности лежат сложные, взаимосвязанные, многообразные взаимоотношения. Они выстраиваются на базе иерархии, с учетом ряда принципов:

  • Государственный аппарат и госпредприятие – это реальные предприниматели и производители продукции. Между ними действует соответствующая взаимосвязь.
  • Центральные и региональные органы, региональные и местные звенья связаны между собой.
  • Государственная власть и принципы управленческой деятельности основываются на владении, использовании, применении имущества, которое принадлежит державе, с целью формирования государственного бюджета.

Передача государственной собственности в частные руки

Переход государственной собственности в частную называется приватизацией. Это одна из распространенных форм, позволяющих преобразовать муниципальную или государственную собственность в частную. Данный процесс называется разгосударствлением.

Наиболее яркие примеры данного процесса отмечались в 1990 годах. Тогда государственные власти массово отдавали заводы и концерны частным владельцам.

Национализацией называют процесс передачи во владения страны земельных, промышленных ресурсов, банковских или транспортных предприятий, которые ранее находились в собственности акционерных обществ, частных лиц. Здесь допускается безвозмездный тип экспроприации или правило частичного выкупа.

В России бум на национализацию пришелся на Октябрьскую революцию. На тот момент все заводы, фирмы и концерны массово получили статус государственных предприятий. На сегодняшний день национализация частных владений на безвозмездной основе запрещена.

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Гибель имущества — уничтожение (исчезновение) соответствующего объекта гражданских прав.

Повреждение имущества — как повреждения в результате механического или иного воздействия на вещь, так и порча как следствие неких органических процессов.

Под риском в гражданском праве понимаются неблагоприятные последствия, вызванные обстоятельствами, за которые никто не несет ответственность, когда в гибели или в повреждении имущества отсутствует чья-либо вина. Так как на собственника вещи возлагается риск ее случайной гибели или повреждения, то именно сам собственник является лицом, наиболее заинтересованным в том, чтобы разумно и осмотрительно использовать вещь, принимать все необходимые меры к обеспечению ее сохранности.

Статья 211 ГК РФ, возлагающая на собственника риск случайной гибели или повреждения вещи, носит диспозитивный характер. Законом или договором может быть предусмотрено и иное. Так, ст. 696 ГК РФ устанавливает, что риск случайной гибели или повреждения вещи, переданной в пользование по договору безвозмездного пользования имуществом, переходит на ссудополучателя в нескольких случаях, в частности если вещь была передана им другому лицу без согласия ссудодателя.

Таким образом, по общему правилу риск случайной гибели или повреждения имущества несет его собственник. Такие риски в рамках нормативных предписаний или условий договора могут быть возложены и на иное лицо, например, на арендатора имущества, заказчика работы по договору подряда (например, ст. ст. 600, 696, 720, 741 ГК РФ).

Акционерная форма собственности

Широкое распространение в современной рыночной и переходной экономике акционерной собственности заслуживает особого внимания. Важно сразу понять, насколько данная форма собственности на самом деле является особой. По этой причине, в первую очередь, следует отметить, что все перечисленные признаки форм собственности, не дают достаточно оснований для того, чтобы это форму отнести к особой.

Читайте также:  Как вернуть деньги за покупку недвижимости? Особенности налогового вычета

Первая причина в том, что объектом собственности являются не средства производства, а только ценные бумаги, которые их представляют. Подобные бумаги дают безоговорочное право на часть доходов и право на участие в управлении, а также на получение части активов при ликвидации общества. Их специфика в том, что сами по себе они не обеспечивают никакого права распоряжаться даже долей имущества.

Вторая причина заключается в том, что номинальное право на участие в управлении может превратиться в реальную возможность только для тех, кто контролирует основной пакет акций. С этой позиции акционерная форма является видом анонимной собственности, что предоставляет большие возможности для сосредоточивания экономической власти у меньшей части участников.

Замечание 3

Важно отметить, что акционерная форма собственности очень разнится с частной формой.

Кроме того, среди особенностей акционерной формы собственности выделяют её ассоциативность. Акционерная форма собственности представляет собой собственность многих физических лиц на единый реальный процесс присвоения с неравномерно распределёнными правами. Здесь необходимо пояснить, что одни физические лица имеют право на пользование имуществом, а также на доход в форме оплаты труда. Одновременно с этим другие физические и юридические лица не имеют таких прав. Более того, третья группа людей имеют право на доход и участие в управлении. В таком контексте вероятна возможность объединения нескольких участников для концентрации реальных прав, которые позволяют на правах владельца контрольного пакета акций сосредоточить в своих руках экономическую власть.

Однако надо сказать, что все участники акционерного общества по той или иной причине в большинстве своём уступают право управления акционерным обществом специальному органу или человеку, что в наиболее крупных организациях становится причиной обособления функции управления и концентрации части экономической власти в руках менеджера.

Суть акционерной собственности состоит в том, что характерно для ассоциированной собственности с делегированием некоторых прав и образованием структур, которые концентрируют данные делегированные права.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что акционерная собственность имеет ряд особенностей, которые будут перечислены ниже.

Теория эффективного и рационального распределения ресурсов

В соответствии с теорией рационального распределения ресурсов, объясняя критерии перемещения ресурсов из негосударственного сектора в государственный, выставляет конкретное требование: преобразование собственности посредством перемещения средств и ресурсов из одного сектора в другой представляется возможным и экономически выгодно только при потери от изъятия ресурсов из частного сектора меньшей, чем дополнительные выгоды в государственном секторе. Иными словами, преобразование частной собственности в общественную имеет смысл только тогда, когда это станет причиной роста производительности ресурсов.

Таким образом, данный экономический критерий с некоторыми уточнениями носит вполне универсальный характер и применяется ко всем формам собственности и перераспределяемым правам собственности.

Однако решения о преобразованиях собственности в переходной экономике, исходя из существующего опыта, могут быть продиктованы некоторыми другими обстоятельствами, к примеру, политическими, избранным вариантом преобразование, интересами теневого бизнеса или криминального мира. Всё это может оказать серьёзное влияние на выработку рациональных экономических решений.

В этой связи необходимо уточнить, что важно принимать во внимание краткосрочные и долгосрочные последствия преобразований собственности. По этой же причине возникают проблемы, связанные с взвешиванием краткосрочных потерь и долгосрочных выгод для общества от преобразований собственности. Решить подобные проблемы можно с помощью особых экономических расчётов. Таким образом, можно утверждать, что тщательный научный экономический анализ должен предшествовать преобразованиям собственности в государственном масштабе, а также в каждом отдельно взятом случае.

Соответствующие основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 Земельного кодекса, где предусмотрен исчерпывающий список. В него входит:

  • Передача земли для государственных нужд, если государство способно благодаря этому решить проблемы по исполнению своих обязательств.
  • Перевод земли в государственную собственность из частной осуществляется, когда нужно разместить государственный объект и иные варианты являются неподходящими для строительства.
  • После появления обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе, территория может выкупаться.

В то же время существуют случаи, при которых нет права в федеральную собственность переводить земли. К таковым относятся следующие:

  • Земли находятся на территории ООЗ, в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса.
  • Земли лесного фонда, принадлежащие к первой группе, согласно ст. 101 Земельного кодекса.

Данные ограничения обеспечивают соблюдение интересов охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

Смешанная форма собственности образуется на основе комбинаций различных прав на объекты имущества. Распространенным примером такого вида выделяют участие государственных учреждений в обороте частного капитала.

К примеру, для поддержания определенной деятельности государство может выделять муниципальным или частным предприятиям определенные ресурсы. В зависимости от условий использования и государство, и предприятие могут получать прибыль от такого сотрудничества. Наиболее распространенным видом смешанной формы выделяют владение землей.

В Российской Федерации выделяют следующие виды земельного владения:

  • государственное федеральное;
  • государственное региональное;
  • муниципальное;
  • частное.

В зависимости от имеющихся прав на земельный участок собственники могут:

  • реализовывать землю, продавать, обменивать, закладывать, дарить и вступать в иные сделки в соответствии с законодательством;
  • передавать по наследству при невозможности проводить иные сделки;
  • бессрочно пользоваться выделенной землей без права передачи по наследству;
  • арендовать и сдавать участок в аренду.

Владение землей подразумевает обязательность уплаты соответствующего налога. Размер взноса рассчитывается на основе фиксированной ставки.

Тест с ответами по теме: «Собственность»

1. Какой из ниже приведенных терминов не характеризует понятие «собственность».
1)владение,
2) распоряжение,
3) пользование,
4) применение,+
5) реги­страция.

2. Каково количество и стоимость имущества, которое находится в собственности граждан?
1) устанавливается налоговыми органами
2) определяется Конституцией РФ
3) устанавливается федеральным законодательством
4) не ограничивается+

3. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации признаются следующие виды собственности:
1) частная, государственная и муниципальная формы собственности+
2)государственная и муниципальная формы собственности
3) долевая и совместная формы собственности
4) частная и коллективная формы собственности.

4. К государственной собственности, существующей в Российской Федерации, относится
1) средства местного бюджета
2) муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными учреждениями
3) собственность муниципальных образований
4) собственность субъектов Российской Федерации+

Читайте также:  Сроки хранения документов в организации в 2021 году

5. Что является нематериальным объектом права собственности?
1) домашнее животное;
2) электронный вклад в банке;
3) интеллектуальная собственность;+
4) земля.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Процесс формирования собственности непосредственно зависит от объекта, его целей и назначения. В соответствии с экономической теорией, имущество может считаться полезным только тогда, когда приносит его владельцу пользу и выгоду.

Частные ценности формируются следующим образом:

  • приобретение физическим или юридическим лицом определенного имущества,
  • отторжение государственных объектов в пользу частных лиц,
  • создание собственного предприятия посредством объединения нескольких граждан.

В капиталистическом обществе частное имущество играет наиболее важную роль в экономике, поэтому государство все чаще старается отказываться от своей собственности, передавая ее в руки частников.

Формирование государственной собственности:

  • возведение объекта за федеральные средства,
  • национализация социально полезных организаций,
  • покупка контрольного пакета акций у предприятия.

Развитое государство старается максимально отдалиться от частных предприятий. Национализация в современных реалиях — редкое явление.

Общественная собственность формируется за счет распределения прав владения между членами коллектива на определенном предприятии. Как правило, при таком подходе образуется закрытое акционерное общество.

Муниципальные ценности появляются:

  1. Специальными способами — денежные поступления от приватизации, местные налоги, административные штрафы и плата за эксплуатацию природных ресурсов.
  2. Общегражданскими — создание имущества за счет муниципальных средств или приобретение собственности у частных лиц.

Главная задача муниципальной собственности — она должна выполнять конкретные цели, необходимые для нормального функционирования поселения.

Какие формы собственности различают по ее объектам?

Сложность категории «собственность» обусловлена разнообразием форм ее реализации, которые в своей совокупности фиксируют отношения между людьми по поводу использования объектов данного вида собственности. Российский академик Л. Абалкин считает, что экономическая реализация собственности осуществляется через систему производственных отношений, экономических интересов, через организационные формы управления и в целом через механизм хозяйствования, через конечные результаты производства, распределения чистого продукта и формирования доходов различных групп населения.

По объектам собственности различают следующие ее формы:

  • собственность на факторы производства, в том числе на средства производства, рабочую силу;
  • собственность на предметы потребления;
  • интеллектуальную собственность.

Государственная собственность — урок. Обществознание, 8 класс

Помимо частной собственности в нашем государстве существует ещё и государственная собственность.

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Пример:

к государственной собственности можно отнести военные части, национальные природные парки, государственные университеты и т. д.

В самом общем плане можно сказать, что всё, что не относится к частной и муниципальной собственности, относится к государственной.

Часто объекты государственной собственности существуют там, где возможности рынка ограничены, но без этих объектов нормальное функционирование общества невозможно.

При этом государственная собственность может функционировать с меньшей эффективностью, чем, скажем, объекты частной собственности. Это связано с тем, что главной целью государственной собственности не является получение прибыли.

Пример:

таким примером может служить Федеральный университет, где главной целью объекта собственности служит эффективный образовательный процесс, а не прибыль.

Согласно постановлению Верховного Суда РФ от (27).(12).(1991) года государственная собственность в Российской Федерации делится на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе РФ и муниципальную собственность.Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:

  1. объекты, которые составляют основу национального богатства страны.
  2. Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
  3. Объекты оборонного производства.
  4. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
  5. Прочие объекты.

Государственная собственность: понятие, защита и управление

Существует определение, которое четко обозначает суть понятия. Государственная собственность определяется как совокупность общественно-экономических отношений по поводу присвоения, отчуждения, управления, владения, пользования и распоряжения материальными и нематериальными (духовными) благами, принадлежащими народу конкретного государства в лице общеизбранного данным народом человека (органа). Регулирование данных общественно-экономических отношений происходит посредством большого количества законодательных актов – указов, постановлений, декретов и др. – различных уровней. Субъектами данных отношений могут являться как определенные органы госуправления общегосударственного и местных уровней (министерства, комитеты, управления), так и глава государства либо отдельные государственные предприятия. Государственная собственность имеет одну важную особенность: орган, обладающий ею (то есть государство), является также и органом, регулирующим отношения, связанные с ней. Это важно понимать! Другими словами, система управления государственной собственностью разрабатывается и принимается самим собственником.

Смешанной или, иначе говоря, совместной форме собственности соответствуют комбинированные права, это во многом определяет её формы владения.

Чтобы поддержать определенную деятельность предприятия разного характера, государство выделяет им ресурсы. В таких условиях сотрудничества государство и предприятие получают свою долю прибыли.

Можно вспомнить и о жилищном вопросе. Формы собственности жилищного фонда обозначает гражданское право и если ориентироваться по данному праву, законодательством РФ признаются следующие разновидности фондов: частный, государственный, муниципальный.

В Российской Федерации проводится реализация следующих видов правовладения землей: государственного федерального, государственного регионального, муниципального, частного.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *