Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство как метод реструктуризации корпорации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реструктуризация долгов в законопроекте определена как процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику — юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов. Как и в случае с банкротством инициировать процесс реструктуризации может как само юридическое лицо, так и кредиторы.
Банкротство или реструктуризация долга?
Банкротство компаний — пусть и не самый приятный, но вполне естественный процесс, свойственный бизнесу. Опытные руководители знают это, и не воспринимают эту процедуру с излишним драматизмом. Тем не менее, в ряде случаев реструктуризация долга проблемных компаний оказывается более предпочтительной, причем как для должника, так и для кредиторов. Приведу несколько аргументов в пользу реструктуризации:
- в бизнесе все переменчиво, и в долгосрочной перспективе стоимость компании, как функционирующего предприятия, может быть на порядок выше, чем размер активов, вырученных на торгах;
- кредиторы далеко не всегда остаются в выигрыше от итогов конкурсного производства, в то время как восстановление платежеспособности гарантирует исполнение обязательств в полном объеме;
- банкротство — это всегда сильно затянутый процесс, сопряженный с рисками и негативными последствиями для всех сторон. При этом у должников хватает механизмов искусственного затягивания, чтобы разыграть исход дела не в пользу кредиторов;
- на определенных этапах банкротства руководители могут отстраняться или существенно ограничиваться в полномочиях;
- в некоторых случаях сделки, заключенные организацией перед подачей заявления о банкротстве, могут призваться судом недействительными.
Как видно, очень часто как юридические лица, так и кредиторы заинтересованы в том, чтобы не направлять процесс в русло конкурсного производства. Реструктуризация долгов в этом случае оказывается обоюдовыгодной альтернативой. Стороны готовы обсуждать варианты и идти на компромиссы.
В зависимости от конкретных изменений, которые планируют проводить, реструктуризация бывает стратегической либо оперативной. Ниже рассмотрим особенности каждого вида:
- Оперативный вид предусматривает изменение рабочих процессов компании с целью ее финансового оздоровления. Выполняется способами продажи активов. Процедура должна улучшать результаты деятельности предприятия.
- Стратегическая подразумевает процесс, направленный на расширение возможностей компании. Реализация такой процедуры направлена на рост конкурентоспособности организации и рыночной стоимости ее собственного капитала.
Улучшение финансового состояния – задача сложная и трудоемкая. Грамотная постановка цели будущей реструктуризации позволит определить вид и методы, установить сроки.
Новые цели законодательства о банкротстве
Действующая редакция не содержит целей законодательства о несостоятельности. Предполагалось, что главной целью является максимально возможное удовлетворение требований кредиторов должников, основанное на принципе соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Однако многочисленные «схемы» и нарушения в ходе процедур (злоупотребления со стороны должников, кредиторов, арбитражных управляющих и крайне низкая эффективность процедур по восстановлению платежеспособности), побудили чиновников четко сформировать цели банкротного законодательства и даже изменить название закона на ФЗ «О реструктуризации и банкротстве».
Итак, предполагается, что целями законодательства о реструктуризации и банкротстве должны являться:
- справедливое и экономически эффективное урегулирование несостоятельности в интересах всех затрагиваемых ею лиц, разрешение возникших в связи с ней конфликтов;
- содействие предупреждению банкротства, сохранение в ситуации несостоятельности работоспособных бизнесов, рабочих мест и налогоплательщиков, защита конкуренции;
- максимально возможное и соразмерное удовлетворение кредиторов несостоятельного должника;
- предупреждение правонарушений в сфере несостоятельности.
Субординация требований кредиторов
Хотелось бы отметить и еще одно существенное предполагаемое нововведение – закрепление на законодательном уровне субординации требований аффилированных с должником кредиторов.
Как предполагали многие, формировавшаяся долгие годы судебная практика о субординации должна получить закрепление в законодательстве о банкротстве. Первым шагом на пути закрепления стал Подготовленный Президиумом ВС РФ «Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с установлением в процедурах банкротства требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц» от 29.01.2020 года. И, наконец, в проекте изменений законодатель предложил:
Во–первых, Ст. 2 дополнить формулировкой: «Кредиторы, являющиеся заинтересованными лицами по отношению к должнику, не имеют права голоса на собрании кредиторов». Причем данный факт должен быть раскрыт таким лицом сразу при подаче заявления о включении требований в реестр, в обратном случае суд должен самостоятельно принят решение о наличии признаков заинтересованности.
Во-вторых, ввести новую ст. 137.1 Субординация требований, контролирующих должника и аффилированных с ним лиц – данные требования будут удовлетворяться в пятую очередь и должны вытекать из предоставления контролирующим должника лицом финансирования в условиях появления признаков объективного банкротства и изначальной недокапитализации устава.
Данные мера также соответствует целям законодателя – предупреждение правонарушений в банкротстве и принципа соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов, дополнительно является защитной мерой независимых кредиторов.
Изучив проект, становится понятно, что законодатель решил во многом переформатировать банкротное законодательство с целью смещения вектора с «убийства» компаний на восстановление их платежеспособности.
Несмотря на количество предполагаемых изменений, главным возможным изменением, с нашей точки зрения, в законе стоит считать предложение относительно упразднения некоторых неэффективных процедур для юридических лиц, и появление процедуры реструктуризации долга как инструмента, с помощью которого в тяжелой экономической ситуации у должника может появиться реальная альтернатива банкротству и способ сохранения бизнеса.
Приступаем к процедуре банкротства должника
Наступило 1-ое октября, документы все собраны, произведено заполнение всех необходимых описей и форм заполнения, осуществлена подача заявления о банкротстве физического лица (банкротство гражданина) в арбитражный суд, заявление признано судом обоснованным. Итак, что же будет далее, каким образом будет осуществляться дальнейшее проведение процедуры банкротства, применяемой к должнику?
Есть три варианта развития событий: первый именуется реструктуризацией долгов физического лица, второй – мировым соглашением между должником и кредиторами, и остановкой процедура банкротства, третий – банкротством должника и реализацией его имущества.
В этой статье будет более подробно рассмотрен первый вариант, также будет рассказано о том, что же называют «реструктуризацией»?
Реструктуризация долгов – это различные реабилитационные мероприятия, призванные стабилизировать то финансовое положение, в котором находится должник. Их цель – восстановить его платежеспособность и погасить задолженность перед кредиторами.
Цель банкротства физического лица
Целью банкротства не является быстрое и бездумное списание долгов. Изначально, перечисляя процедуры в законе, законодатель говорит об их последовательности.
На процедуру реструктуризации долгов возлагается надежда вернуть должника в русло платежеспособности. Прекращаются начисления процентов, штрафов, неустоек – таким образом, долг «замораживается». Одновременно с этим в отношении должника приостанавливаются исполнительные производства, и, как следствие, прекращаются взыскания с заработной платы и прочие выплаты в счет долга. В этих «тепличных» условиях финансовый управляющий делает выводы о возможности должника восстановить платежеспособность. Для утверждения судом плана погашения долгов в процедуре реструктуризации, необходимым условием является, во-первых, согласие должника на его исполнение, во-вторых, возможность полного погашения просроченной задолженности и возврата в график платежей за 3 года за счет имеющегося источника дохода. Такой план реструктуризации долгов должен быть утвержден собранием кредиторов. Без одобрения собрания кредиторов можно утвердить план реструктуризации долгов сроком не более 2 лет.
Признаки банкротства юридического лица
Главным основанием для начала процедуры банкротства выступает невозможность юридического лица выполнять собственные финансовые обязательства. Речь в данном случае идет о накоплении предприятием самых различных долгов:
- перед сотрудниками по заработной плате;
- перед бюджетом — по налогам и другим обязательным выплатам;
- перед контрагентами – по счетам за сырье, материалы и предоставленные услуги;
- перед банками и другими финансовыми организациями – по кредитам;
- перед собственниками – по выплате дивидендов и т.д.
Можно выделить несколько формальных признаков, выявление которых позволяет считать предприятием финансово несостоятельным. К ним относятся:
- размер общей задолженности компании превышает 300 тыс. рублей;
- просрочка по выплатам достигла 3-х и более месяцев;
- появились и накапливаются внутренние долги организации по заработной плате и социальным выплатам работникам.
Принятие решение о начале процедуры банкротства предполагает изучение и анализ не только признаков финансовой несостоятельности юридического лица, но и причин возникновения негативных явлений.
Они делятся на две группы – внешние и внутренние. Первые напрямую не зависят от деятельности компании и касаются объективных процессов, происходящих в экономике. Типичные примеры внешних причин банкротства – финансовый кризис, высокая инфляция, скачки курса национальной валюты.
Внутренние причины, как правило, связаны с качеством принятых в процессе управления предприятием финансовых, кадровых, юридических и других решений. Следствием допущенных ошибок становится низкая эффективность работы компании и, как следствие, потеря конкурентоспособности на рынке.
Способы самостоятельного выхода из банкротства
Отсутствие задолженности или ее просрочки на три месяца благоприятно влияет на финансовое состояние всей компании. Успешное завершение процедуры банкротства тут же устраняет возможность получения субсидиарной ответственности для руководителя. Однако, даже при катастрофичном положении дел можно постараться самостоятельно избавить свою организацию от финансовой несостоятельности, не прибегая к процедуре банкротства. Для этого следует:
- сделать кредиторов сговорчивее. Самостоятельная подача заявления на признания банкротства автоматически делает кредиторов сговорчивее. Они понимают, что пойдя на уступки, смогут быстрее и проще получить дебиторскую задолженность. В противном случае, учитывая законодательство, они могут отказаться в третьей очередности на выплаты, и вообще не дождаться заветных денег. Из-за этого они сами предлагают мировое соглашение, предлагая более выгодные и доступные способы выплат по долговым обязательствам;
- не терять время. При имеющейся несостоятельности не стоит тянуть время с подачей заявления на банкротство. В таком случае вас могут опередить кредиторы, из-за чего организация-банкрот лишается драгоценного времени на подготовку. Из-за этого происходит расторжение некоторых сделок, которые могли бы существенно поправить финансовое положение дел в организации;
- остерегаться выездной проверки. Отсутствие кредиторской задолженности позволяет быстро закрыть организацию, с помощью процесса ликвидации. В данном случае имеется «подводный камень», когда задолженность выявляется уже после того, как было объявлено о ликвидации. К банкротам налоговые службы не ездят — в проверке совершенно нет смысла. Однако они достаточно быстро приезжают с проверкой к компаниям, которые объявили о ликвидации. Если после проверки будет выявлена кредиторская задолженность, налоговые службы вправе написать заявление о банкротстве на фирму-должника;
- защитить имеющиеся сделки. За месяц до предполагаемого заявления о банкротстве необходимо провести внутренний аудит всех сделок, заключенных за последние 3 года. Их тщательный анализ и проверка ошибок позволит существенно уменьшить риск расторжения некоторых из них. Конкурсный управляющий будет пытаться оспорить их в суде для увеличения конкурсной массы. Поэтому необходимо заранее подготовить убедительные доводы против расторжения сделок. Если для этого потребуются дополнительные документы, их необходимо найти и предъявить. Следует доказать, что все сделки проводились на законном основании, вплоть до того, что бы показать товар, если договор был купли-продажи.Помимо сохранения денег такая подготовка позволит убедить арбитражного судью в том, что банкротство не было преднамеренным. Преднамеренное, или фиктивное банкротство достаточно распространенная практика. Например, организация перестает выплачивать незначительную сумму по налоговым обязательствам. По истечению трех месяцев в организацию с проверкой приезжает налоговая, которая выявляет имеющуюся кредиторскую задолженность и пишет заявление о признании должника банкротом. После начала процедуры банкротства организация выплачивает задолженность перед налоговой службой, при этом перестает платить другим контрагентам;
- сохранять последовательность. Некоторые руководители, пройдя процедуру банкротства и ликвидации, достаточно быстро открывают новую фирму, начиная работать с «чистого листа», однако с уже наработанной клиентской базой. Однако стоит учитывать тот факт, что руководители, фирма которых была признана банкротом, еще некоторое время не могут занимать руководящие должности. Поэтому необходимо быть последовательным — не стоит сразу начинать новое дело, лучше всего выждать необходимой по законодательству срок, и только после этого браться за новые проекты. Кроме того, выделенное время позволит сделать своеобразную «работу над ошибками», вспомнить какие именно действия привели к финансовой несостоятельности, чтобы избежать их в новом проекте.
Разрешите обратиться: кто может подать в суд о признании ООО банкротом
Этот вопрос рассмотрен в седьмой и восьмой статье «банкротного» закона. Согласно ему, инициировать процедуру несостоятельности могут:
- Уполномоченные органы (таможня, налоговая и другие гос органы, которым общество задолжало).
- Работники, если им уже как минимум три месяца не платят зарплату.
- Бывшие работники, если им не выплатили выходное пособие или зарплату.
- Конкурсный кредитор (те, кому предприятие задолжало, кроме перечисленых выше).
- Должник.
При этом, если предприятие частично погасит задолженность, это не помешает суду принять заявление о банкротстве. Но только при условии, что сумма долгов после частичного погашения не опустится ниже 300 тысяч.
«Отдельная история» с самим должником. Его право инициировать процедуру возникает даже, когда у предприятия вовсе отсутствует просроченная задолженность. Достаточно того, что он предвидит ситуацию, очевидно свидетельствующую о том, что определенные обстоятельства не позволят ему вовремя рассчитаться с работниками или погасить очередные платежи банку и контрагентам.
«На слово», конечно, никто не поверит, «предвидение» придется подтвердить соответствующими документами, которые нужно будет приложить к заявлению. Понадобятся бумаги о наличии долгов и доказательства того, что фирма не сможет рассчитаться с кредиторами полностью. Придется приготовить и документы-основания откуда возникла та или иная задолженность, а также любые другие «бумаги» на которые будете ссылаться.
А существуют и такие обстоятельства, которые обязуют руководителя должника обратиться в арбитражный суд с заявлением.
Подробно они описаны в статье 9 закона. Например, среди них:
- Если выплата одному кредитору не позволит погасить долги перед другими.
- Существует обращение о взыскании имущества, которое затруднит или сделает невозможной дальнейшую работу общества.
- По всем признакам должник неплатежеспособен (все те же 300 тысяч).
- Три месяца не выплачивается заработная плата или выходные пособия.
Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в экономическом пространстве государства, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.
Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.
Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения и др. Возникла необходимость урегулирования правового статуса объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов, консорциумов и тому подобное), установления правового режима свободных (специальных) экономических зон и определения правового режима иностранного инвестирования.
Появились новые институты, присущие рыночным условиям ведения хозяйства (банкротство, свобода конкуренции, антимонопольное регулирование). Изменились принципы, на которых строятся отношения государства с субъектами хозяйственной деятельности, государственное регулирование предпринимательства. Все эти факторы предопределяют необходимость не только соответствующего правового регулирования, но и изучения правовых основ хозяйственной деятельности.
Переход экономики России к развитым рыночным отношениям во многом зависит от правового обеспечения рыночных реформ, от создания надлежащих условий функционирования субъектов хозяйственной деятельности, от четкого выполнения последними требований действующего законодательства.
Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).
Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур» (июль 1992 г.). Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ноябрь 1992 г.), введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением законно банкротстве.
Система банкротства включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.
Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.
Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов:
- установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;
- предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;
- введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;
- создании системы мер для возрождения бизнеса;
- создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
- создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
- ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;
- сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;
- создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.
Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.
Цель работы — изучение процедуры банкротства предприятий и физических лиц.
Задачи работы: определить общеправовые нормы процедуры банкротства законодательства Российской Федерации, рассмотреть действия, предусмотренные законодательством РФ для проведения процедуры банкротства.
Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставят перед собой законодатели тех или иных государств. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:
— увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;
— спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);
— справедливое распределение средств между сторонами;
— осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.
В результате приоритетной задачей для одних является повышение возврата средств кредиторам (модель (концепция) Манфреда Бальца), для других — спасение бизнеса и сохранение рабочих мест, что вызывает повышение цены кредита в ущерб интересам кредиторов (английская концепция). Третья модель (американская, французская, российская системы) ставит в качестве основной задачи эффективное распределение имущества и выполнение макроэкономических функций. С этой точки зрения необходим такой механизм правового регулирования несостоятельности (банкротства), который позволил бы найти компромисс между сохранением жизнеспособных предприятий и недопустимостью ущемления прав кредиторов.
Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:
— нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
— нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) — ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника — юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;
— нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).
Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции от 01.07.2016 года с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2017 года, задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой — предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.
Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями, вступившим в силу 20.11.2014 года), Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» и «Кодекс РФ об административных правонарушениях», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (с изменениями и дополнениями), постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др. Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45″О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» и др.
Анализ действующего законодательства о банкротстве позволил
сформулировать следующие принципиальные положения:
1) институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. В рамках гражданско-правового регулирования банкротство служит лишь одним из оснований ликвидации юридического лица, остальные же отношения (например, судебный и внесудебный порядок) урегулированы нормами других отраслей права1.
Таким образом, законодательство о несостоятельности, носящее комплексный характер, находится на стыке публичного и частного права. Поэтому не случаен тот факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми нормами содержит достаточно большое количество норм процессуального характера (основная часть таких норм, регламентирующих порядок разрешения дел о банкротстве, содержится в гл. III Закона о банкротстве 2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального характера включена в главы, касающиеся особенностей применения процедур банкротства в отношении отдельных участников имущественного оборота);
2) основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон — специальный закон — другие нормативные акты.
К числу общих законов прежде всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее — АПК РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Это означает, что во всех случаях, если иное не установлено специальными законами о банкротстве, применяются положения АПК РФ.
Специальные законы — это Закон о банкротстве 2002 г., Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»(утратил силу).
Необходимо отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) должно включать в себя не только акты федерального уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые по отдельным вопросам с учетом особенностей экономического развития отдельных субъектов РФ, специфики государственного управления в регионах;
3) одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений (порой лишь механическое). Такой путь зачастую сопровождается поспешными выводами, облекаемыми в форму различных законопроектов. Между тем в настоящее время важен концептуальный подход. В связи с этим в литературе обоснованно отмечается, что «наиболее актуальной задачей в деле совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) является выработка единой концепции его реформирования, предполагающей поиск основных направлений изменения указанного законодательства с ясным представлением о целях, которые должны быть достигнуты, а также о системных последствиях внесения соответствующих изменений.
Полезные советы для тех, кто планирует оформить реструктуризацию долга по кредиту
Приступая к перекредитованию, клиент должен четко видеть цель данного мероприятия. А также понимать, будет ли толк от этих действий. Теоретически такая процедура призвана уменьшить финансовый прессинг на заемщика и упростить выплату долга.
Но в жизни не всегда выходит все так гладко, и зачастую ситуацию исправить невозможно. Многие банки обещают должникам, что реструктуризация долга по кредиту поможет им наладить платежи. Это не более чем реклама, которая способна заманить клиента в долговой тупик.
Человек, не знакомый с финансовыми и правовыми тонкостями данного процесса, обычно попадает в западню и лишается возможности погашать заем. В итоге рано или поздно он окажется в суде. А дальше будет иметь дело с приставами, которые должны истребовать с него весь долг.
Поэтому во избежание юридических проблем тщательно изучите предлагаемую банком процедуру. Особое внимание уделите следующим моментам:
- возможность списания штрафов (если таковые будут фигурировать в конечной сумме долга, есть шанс договориться об их уменьшении или заменить ежемесячную неустойку разовой);
- используемый вид реструктуризации, который тоже важен в данной ситуации;
- перед заключением договора посчитайте, во сколько вам обойдется переплата.
Когда до завершения проблемного договора остается максимум полгода, не стоит пересматривать условия погашения. Лучше найти другой выход из ситуации.
Фактически людям без специальной подготовки в этой сфере сложно понять все тонкости, которые таит в себе реструктуризация долга по кредиту. Во многих случаях «очень выгодные» предложения банка на деле становятся неподъемными для клиента.
Часто заемщикам вообще отказывают в перекредитовании, ссылаясь на отрицательную кредитную историю и находя другие объяснения. Тогда имеет смысл воспользоваться услугами микрофинансовых организаций (МФО) или других коммерческих структур, которые дадут вам деньги на более приемлемых условиях.