Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Целевой набор в вузы в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В любой организации (государственной или частной), где есть кадровая потребность. Местоположение также не влияет: теперь заказчиком кадров может выступать учреждение, которое находится в столице, областном центре или крупном районном городе. Раньше целевое направление распространялось только на организации, расположенные в малых населённых пунктах и на загрязнённых территориях.
Где и как получить целевое направление
Искать потенциального работодателя можно хоть с середины учебного года: будет больше времени, чтобы рассмотреть подходящие варианты и всё взвесить.
В феврале министерства и ведомства получают от подчинённых организаций информацию о том, нуждаются ли они в целевиках. Полученные результаты используются при составлении контрольных цифр приёма. Так что можешь напомнить или заявить будущему работодателю о своих намерениях взять целевое направление в январе — начале февраля, когда этот вопрос максимально актуален.
Ещё у абитуриента есть возможность взять целевое направление во время вступительной кампании, точнее до подачи документов в вуз. Но такой шаг чаще всего делается на эмоциях, из-за страха не поступить, что в будущем может только помешать.
В Беларуси утвердили новые Кодекс об образовании и правила поступления в вузы. Документы расширяют возможности целевой подготовки будущих специалистов. Одна из норм, которая вступит в силу раньше остальных, касается именно такого набора. Уже с 1 марта нынешнего года по новым правилам направлять на целевое обучение могут любые организации и предприятия. Причем неважно, где они расположены. Ранее работодатель должен был размещаться в малых населенных пунктах либо на загрязненных территориях. Что это дает? Это неплохой вариант, скажем, для столичных поликлиник или школ, где ощущается нехватка сотрудников. Со следующего же года в вузах намерены увеличить количество бюджетных мест для такой категории абитуриентов. Так, на сельскохозяйственные специальности можно будет набрать до 70 % от контрольных цифр приема, на медицинские — до 80 %, на иные специальности — до 60 %.
— Это серьезное повышение, — считает начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Республики Беларусь Сергей Касперович. — Но столько ребят, которые решили поступать по целевому договору, может и не быть. Предположим, на педагогическую специальность выделено 30 бюджетных мест, из которых в соответствии с обновленным Кодексом об образовании на целевой прием имеют право отдать до 60 %, то есть максимум 18 мест. И в этом случае только 12 останется для тех, кто участвует в общем конкурсе. Соответственно, конкуренция среди них возрастет? Сергей Касперович считает, что реальная картина будет далеко не такой: возможности набора есть, но ни предприятия, ни абитуриенты этим по максимуму не пользуются. — Мы видим это из сложившейся практики, — говорит собеседник. — Не каждый наниматель готов заказать специалиста, спланировав свою кадровую потребность на несколько лет вперед.
Направление в медицинский вуз
Для абитуриента сотрудничество с будущим работодателем – хорошая возможность обойти традиционно большой конкурс на поступление в мед. университет. Идеально, если перед принятием решения об обучении в вузе молодой человек окончит медицинский колледж. Среднее образование позволит понять, что выбранный профиль ему подходит, а лечение людей является его призванием.
Получить целевое направление можно в Департаменте здравоохранения того города или района, где проживает абитуриент, рассчитывающий на льготное место. Причем подать заявку необходимо за полгода-год до начала вступительной кампании.
Алгоритм действий в данном случае выглядит так:
- молодой человек выбирает интересующую его специализацию;
- обращается в Департамент здравоохранения по месту жительства, заявляя о своем желании претендовать на целевую квоту;
- параллельно ищет частные организации, нуждающиеся в сотрудниках узкого профиля (неонатолог, ожоговый хирург, детский нейрохирург и т.д.);
- собирает бумаги, необходимые для спонсора обучения;
- обсуждает предоставление социального пакета и условия отработки;
- заключает договор;
- прикрепляет скан договора при поступлении в университет.
Достаточно часто работодатели сами предлагают оплатить учебу в вузе своим сотрудникам, имеющим диплом колледжа/техникума, поэтому целевые квоты доступны как бывшим школьникам совсем без опыта, так и людям со средним образованием.
Что касается вопроса “Где найти заказчика?”, то здесь следует обратить внимание на государственные мед. учреждения, где присутствует стабильная нехватка квалифицированных кадров, либо на частные медицинские центры (лучше сетевые), которым нужны врачи узкого профиля.
Поиск спонсора – дело трудоемкое, поскольку подготовка специалиста с нуля стоит достаточно дорого. Однако нельзя опускать руки после первого отказа, ведь если не десятая, то сотая попытка обеспечить себе льготное место обязательно увенчается успехом!
Можно ли поступить на целевое обучение с тройками?
Поступление в вуз по целевой квоте привлекательно тем, что дает дополнительный шанс абитуриенту стать студентом. Действительно, приказы о зачислении «целевиков» подписываются и публикуются на несколько дней раньше приказов основного потока и, в случае неудачи, у молодого человека остается возможность поступить по общему конкурсу.
Однако заключить договор о целевом обучении в последние годы стало сложнее, чем раньше. Это связано с тем, что изменения в законе ужесточили ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств по образовательному процессу и трудоустройству.
При введении поправок в законодательство учитывались многочисленные замечания, принятые в ходе общественного обсуждения системы целевого обучения, которая в полной мере себя не оправдала. В критике участвовали заинтересованные в притоке квалифицированных специалистов работодатели – Союз машиностроителей, госкорпорации, администрации регионов.
Выпускники вузов, закончившие целевые программы, неохотно возвращались в свои регионы, а студенты зачастую бросали учёбу и оставались жить в крупных городах. Отмечался высокий процент отсева среди «целевиков» за академическую неуспеваемость. Причина этого отсева связывалась с отсутствием конкурса при поступлении на целевые места (не более 1,2 человека на место) и слабой подготовкой абитуриентов, не готовых осваивать сложные образовательные программы.
Дипломированные выпускники зачастую не выполняли свои обязательства по договору и не возвращались в организации, направившие их на учебу. Отсутствие четкой законодательной базы позволяло им не отрабатывать срок, прописанный в договоре.
В обществе годами складывалось искаженное представление о целевом наборе как о пути поступления в вуз «троечникам». Абитуриенты с высокими баллами, желающие заключить договор о целевом обучении, получали отказ по причине того, что целевые места нужно оставить для «слабых». Ситуация качественно изменилась в связи с внесением изменений в закон об образовании и контролем целевого обучения со стороны государства.
Преимущества и недостатки
Обучение по целевой программе имеет ряд преимуществ. Во-первых, оно абсолютно бесплатно для студента. Во-вторых, ему гарантировано рабочее место по окончании обучения или даже во время него. Зачисление по целевому набору обычно проходит заранее, и если не удалось пройти экзамены, можно попробовать еще раз с основной волной поступающих. Часто будущие работодатели помогают со стипендией и общежитием, а также с практикой во время учебы.
Однако то, что является плюсом, в некоторых случаях может стать и минусом. Студент заранее связан контрактом с работодателем, и после окончания обучения у него не будет возможности свободно искать работу и выбирать лучшие условия. Если выпускник решит отказаться от вакансии, указанной в договоре, ему придется возмещать убытки предприятию самостоятельно.
Конкурс среди целевиков – как выиграть
Часто бывает, что одно целевое направление разыгрывается между несколькими отличниками, окончившими школу, например, с золотой медалью.
Что в таком случае делать, как получить целевое направление?
Нужно заниматься этим вопросом заранее. Многие участвуют в волонтерских программах, например, помогают престарелым людям покупать лекарства и разбираться в рецептах, измеряют давление, делают уколы или что-то еще полезное, для чего не нужен диплом медика.
Есть специальные курсы, на которых учат простейшим медицинским манипуляциям. Таким образом, они постепенно приобщаются к профессии и на этапе поступления имеютне только представление, чем они будут заниматься, но и небольшой опыт.
Многие работают санитарами в больнице ради получения целевого направления.
Зачисление по целевым направлениям происходит раньше, чем в общем потоке, поэтому здесь тоже есть преимущество, но нужно, чтобы у человека набралась критическая масса положительных качеств, чтобы никто не усомнился в его пригодности в медицине.
Как получить целевое направление на обучение
Поиск организации, готовой оплатит подготовку специалиста, необходимо осуществлять исходя из пожеланий студента о получении образования. Основные варианты:
- Мед институт. Дальнейшее трудоустройство возможно в сельскую местность по программе подготовки молодых специалистов.
- Университет гражданской авиации. Вероятность невысока, так как для получения направления потребуется высокой балл за ЕГЭ и справка о состоянии здоровья (группа А).
- Органы внутренних дел. В 2018 году получить направление от МВД смогут исключительно выпускники Суворовских училищ.
- Педагогический. Также высока вероятность последующего распределения в сельские школы.
- Экономический. Популярным вариантом является оплата обучения специалиста организации, обладателя среднего профессионального или среднего специального образования. Также можно получить направление из местной администрации.
- Институты РЖД. Широкий выбор специальностей открыт для всех желающих.
Больше всего возможностей для получения направления на целевое обучение предоставляется в Москве и Санкт-Петербурге. Для этого нужно выбрать направление получения образования и выбрать организацию-работодателя.
Перечень необходимой документации
Чтобы получить направление необходимо согласовать такую возможность с руководителем организации-работодателя. После чего потребуется представление следующих документов:
- заявление (необходимо указать желаемый профиль);
- гражданский паспорт кандидата;
- характеристику из школы;
- ходатайство от предприятия-работодателя.
Дополнительно можно приложить информацию об участии в общественный жизни школы, в олимпиадах и конкурсах.
💥 Ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств
Если выпускник отказывается трудоустраиваться к заказчику своего обучения, то он должен возместить все те средства, которые заказчик потратил на его обучение, а также на оплату жилья и проезда.
Если работодатель не трудоустроил выпускника, которого обучил, он:
- выплачивает выпускнику из своего бюджета трехкратный уровень средней зарплаты по своему региону (если трудоустройство возможно в разных регионах, то расчет ведется по региону с самой большой средней зарплатой);
- возмещает все затраты, связанные с обучением выпускника, в тот бюджет, из которого были взяты средства на финансирование данного направления: если средства на обучение были перечислены из муниципального бюджета – в муниципальный, из регионального – в региональный, из федерального – в федеральный.
— Какие новые возможности появляются у целевиков в связи с принятым Кодексом об образовании?
Ирина Старовойтова: В нем расширена сфера применения целевой подготовки. Если раньше она распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до 20 тыс.), то сейчас такой договор может заключить организация — заказчик кадров вне зависимости от расположения. То есть снят территориальный признак. Более того, с 2023-го в Правила приема внесены изменения, которые касаются соотношения целевого набора и контрольных цифр приема. Например, для медицинских специальностей целевой набор может составить до 80% от контрольных цифр приема, сельскохозяйственных — до 70%, иных — до 60%. Отмечу, что в следующем году планируются изменения во вступительной кампании для абитуриентов, которые собираются поступать на основании целевых договоров. Им предстоит сдавать внутренние экзамены по первой профильной дисциплине. Результат вступительного экзамена и средний балл аттестата абитуриента — это та сумма баллов, что повлияет на результативность участия его в конкурсе. Абитуриентам нужно будет представлять рекомендации с последнего места работы либо от педсовета учреждения образования, которое они заканчивали.
В целом же заказчики кадров предоставляют свои предложения о степени потребности в таких специалистах и их количестве. Данная информация поступает в местные исполнительные или республиканские органы госуправления, аккумулируется и отправляется на согласование в Министерство образования либо в иные ведомства.
Андрей Сакович: У нашего технологического университета, например, хороший опыт работы с Министерством лесного хозяйства. Относящиеся к нему организации обеспечивают целевой набор в 40% от контрольных цифр приема. В прошлом году из 120 мест на целевиков пришлось 48. Подчеркну, что на специальность «лесное хозяйство» всегда есть конкурс, даже на целевые места. Во многом благодаря тому, что заказчик кадров проводит вместе с нами большую работу с абитуриентами. Мы выезжаем, скажем, в Витебскую область, которая собирает абитуриентов, планирующих заключить договоры на целевую подготовку, проводим с ними пробное тестирование по химии и математике. Для старшеклассников эти испытания очень важны: по результатам они могут адекватно оценить свои возможности и устранить пробелы в знаниях до начала вступительной кампании.
Поскольку 1 марта вступила в действие норма Кодекса о снятии территориальных ограничений, думаю, цифры целевой подготовки по сравнению с прошлогодними увеличатся.