- Автоюрист

Особенности проведения СОУТ в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности проведения СОУТ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС

С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.

Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.

ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.

Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения

Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Их два:

  • плановая;
  • внеплановая.

Плановую специальную оценку условий труда проводят в соответствии с установленным законодательством один раз в год. Оценке подвергают все рабочие места. Плановая СОУТ может быть поэтапной. Но все зависит от условий производственной деятельности. В некоторых случаях проведение оценки труда в несколько этапов запрещено законодательством.

Внеплановую СОУТ проводят в таких случаях:

  • Компания организовала новые рабочие места, которые еще не были сертифицированы и проверены, а на них уже организован технологический процесс.
  • Производственные процессы привели к возникновению профессиональных заболеваний сотрудников.
  • На производстве произошел несчастный случай с летальным исходом или с серьезными производственными травмами.
  • Работодатель для безопасности деятельности своих сотрудников стал использовать новые средства индивидуальной защиты.
  • Профсоюзная организация выдвинула требования о проведение внеплановой СОУТ.
  • Компанией были изменены условия производства и технологические процессы. Они могут повлечь за собой нанесение ущерба здоровью работника.

Согласно законодательству, компания должна провести внеплановую проверку условий труда не позднее, чем через 6 месяцев после возникновения необходимости.

Im:Внеплановую проверку рабочих мест, которые еще не были обустроены, не проводят.

Чем грозит низкое качество СОУТ

Как и в любом деле есть компании, которые готовы за дополнительное вознаграждение подготовить документ так, как просит заказчик. Такая же проблема есть и в специальной оценке условий труда — плохое поведение аккредитованных организаций. Они пользуются тем, что многие работодатели не понимают процедуру проведения СОУТ, как говорится “Что это такое? И с чем его едят?”.

Эксперты не уделяют должного внимания качеству своих услуг, допускают ошибки в замерах параметров рабочих мест, в идентификации класса вредности рабочего места. А ведь если по результатам спецоценки класс условий труда будет признан допустимым, а по факту указанная профессия присутствует в Списке № 2, то у Пенсионного фонда не будет оснований для включения данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

С этой проблемой я и столкнулась. Получив документы на проверку, 2 класс условий труда практически стоял у всех. Напомню, что всех выделяют 4 класса условий труда:

  • Оптимальный
  • Допустимый
  • Вредный, у него есть еще подклассы (чем больше, тем вреднее)
  • Опасный

Так вот, несмотря на то, что в данном подразделении были сварщики, у которых априори класс условий труда не может быть меньше 3, стоял второй. Там, где децибелы превышали допустимые пределы, эксперт никаких вредных факторов не увидел. Хотя инспектор придя с проверкой и не имея под рукой специальное оборудование, легко мог бы понять, что есть превышение.

Да, можно сказать, что такой вид проведения специальной оценки условий труда для работодателя только плюс. Не надо платить дополнительные выплаты, предоставлять дополнительные дни к отпуску, и конечно не надо платить дополнительные взносы по более высокому тарифу. Увидев все неточности, обратилась с просьбой исправить протоколы по фактическим замерам и перепроверить все данные, особенно льготное пенсионное обеспечение.

Его наличие или отсутствие можно проверить по Постановлению Госкомтруда № 298/П-22, к нему прилагается Список “вредников”. Можно было закрыть глаза, но ничего не проходит незаметно, все тайное рано или поздно становится явным. Особенно, если это касается охраны труда. Работник вправе подать письменно свои возражения в организацию, проводившую СОУТ, работодателю и в профсоюз. Рассмотрев все материалы и убедившись в том, что замечания обоснованные, придет проводить внеплановую специальную оценку условий труда.

Специальная оценка условий труда в 2022 году

Все уже наслышаны, что с 1 марта 2022 года вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся охраны труда (Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»). В связи с этим подготовлено много сопутствующих НПА.

Но что же именно изменится в процедуре проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и насколько важные эти изменения?

  • Вводятся новые понятия, которые позволяют выделить процедуру оценки профессиональных рисков.

Статья 209 ТК РФ будет представлена в новой редакции, добавлен термин «опасность«, сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда — предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.

Как это отразится на специальной оценке условий труда в 2022 году?

Если на рабочем месте установлен 4 класс условий труда (опасный), работодатель обязан приостановить работу.

При этом, в случае, выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной специальной оценки условий труда, которая подтвердит снижение уровня опасности.

Интересно, как это будет реализовано на практике? Ведь существуют такие рабочие места как пожарные, сотрудники подразделений МЧС и другие рабочие места, чья деятельность связана с высоким риском для здоровья и жизни. По решению комиссии, на таких рабочих местах измерения не проводятся и им присваивается 4 класс условий труда (опасный).

Много было разговоров, ведь давно пора было для таких мест принять «Особенности проведения специальной оценки условий труда». Однако, для таких рабочих мест специальная оценка условий труда пока что проводится на общих основаниях.

Может быть после вступления в силу изменений 1 марта 2022 года дело пойдёт быстрее? Будем ждать разъяснений от Минтруда.

  • С 1 марта 2022 года планируются также изменения в сам ФЗ 426 другим Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации», проект этого ФЗ пока что не внесен на рассмотрение в ГД РФ, но скорее всего, его примут.
Читайте также:  Цена забора из профнастила с установкой: стоимость материалов и метра работ

Что нас ждет с 1 марта 2022 года в специальной оценке условий труда? Как будет реализована так называемая «цифровая трансформация»?

  • Отчеты по специальной оценке условий труда можно будет не печатать, а подписывать в электронном виде с использованием электронной подписи.

Вроде бы звучит здорово… больше не надо печатать кучу бумаги, сидеть подписывать… НО

Отчет по СОУТ это не только карты и сводные документы, но еще и протоколы измерений факторов на рабочих местах.

Протоколы измерений выдаются аккредитованной в национальном органе лабораторией и подписываются не одним человеком, а порой, и не двумя. То есть какая-то часть отчета должна быть подписана одними людьми, другая часть – другими.

Цепочка подписания документов примерно такова:

1 – получение подписанных ЭЦП протоколов измерений от лаборатории (здесь мы опустим факт внутренней кухни лабораторий)

2 — составление отчета по СОУТ экспертом, подписание ЭЦП эксперта всех нужных документов

3 — передача отчета Заказчику, ВСЕ члены комиссии которого, должны просмотреть и подписать отчет

4 – а далее должно быть ознакомление сотрудников с отчетом… а как ознакомить конкретного сотрудника с конкретной картой СОУТ? Если весь отчет по СОУТ в электронном виде?

Вопросов много, ответов пока что нет.

Не будем забывать тот факт, что Россия страна большая, до сих пор остаются такие места, где на столах стоят факсы, а про ЭЦП никто и не слышал.

Идея с цифровизацией хорошая, за цифровыми технологиями всё-таки будущее, но хромает реализация.

Ну что ж… Будем по старинке печатать на бумаге, благо- это нам никто не запрещает.

  • Перечень сведений во ФГИС СОУТ и функционал ФГИС СОУТ хотят расширить.

Объектом учета Федеральной государственную информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) дополнительно станет уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц ФСА.

Информацию из реестра организаций, проводящих СОУТ, и реестра экспертов можно будет получить онлайн путем формирования выписки из ФГИС СОУТ.

Сейчас реестр организаций, проводящих СОУТ и реестр экспертов есть на сайте Минтруда. А проверить внесены ли сведения во ФГИС СОУТ, о проведенной именно у Вас специальной оценке условий труда, можно там же онлайн, введя свой ИНН и ОГРН в специальную форму. Это всё в абсолютно свободном доступе для всех пользователей.

Обещают возможность автоматических выписок из реестров Минтруда – для работодателей это плюс, упрощает поиск подходящей организации для проведения СОУТ.

Также объектом учета ФГИС СОУТ в отношении работодателя станут результаты оценки профессиональных рисков. А результаты проведения специальной оценки условий труда смогут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками (в настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков).

Свяжут ли как-то две процедуры в одну? СОУТ и риски? Или это выльется во что-то новое един��е? Пока что неизвестно. Но, именно эти изменения вступают в силу только с 01 марта 2023 года. Время есть.

  • Организации, проводящие СОУТ обязаны сообщать о своих внутренних изменениях

А именно:

  1. Сведения о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории;
  2. Сведения об изменении состава экспертов.

Эти сведения должны передаваться через ФГИС СОУТ в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих случаев.

Сейчас сведения о работниках и сведения об области аккредитации передаются только во ФГИС Росаккредитации – это сведения касательно только лаборатории. Теперь придется передавать сведения еще и об экспертах в Минтруд. Работы прибавится.

  • Новое в рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатам ее проведения.

С 1 марта 2022 года Минтруд более не будет рассматривать разногласия, если:

А) кто-то уже успел показать результаты экспертизы СОУТ в суде и судебное решение уже принято;

Б) если экспертиза проведена по отчету СОУТ 2-летней (и более) давности.

В тоже время, подать отчет по специальной оценке условий труда на экспертизу, по-прежнему, можно когда угодно. А оспорить- уже нет.

Интересно получается, ведь иногда, и в самих заключениях по экспертизе проведенной СОУТ бывают ошибки. Теперь идти только в суд.

  • С 1 марта 2022 года вступают в силу также много подзаконных НПА. Пока что проекты.
  • Изменится порядок регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (касается не только допуска «новеньких», но и в случае приостановки и возобновления деятельности «стареньких»)

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда».

Что нового?

  • Сроки рассмотрения заявлений сократят до 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (сейчас это 20 рабочих дней).

Также, в этом проекте говорят еще раз, что все организации, проводящие СОУТ, обязаны передавать сведения о своих изменениях (в части области аккредитации и состава экспертов) в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих событий. Документы передаются в Минтруд либо на бумаге либо электронно, подписанные ЭЦП (тут, однако, не указано, что через ФГИС, но это только проект, могут и дополнить).

В течение 7 рабочих дней Минтруд обязан внести изменения в реестре.

  • Сертификат эксперта можно будет формировать электронно через ФГИС СОУТ.

(Проект приказа Минтруда России «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»)

Старые сертификаты, которые на бумаге, конечно будут действовать до срока их окончания.

Это плюс, ведь бумажный сертификат в реальности лежит просто пылится в папочке.

Электронные номера сертификатов будут присваиваться информационной системой учета в автоматическом режиме начиная с номера, следующего за последним номером сертификата эксперта, выданного на бумажном носителе.

Читайте также:  Перерасчет пенсии за большой стаж работы

Интересно, а номер в реестре экспертам всё таки оставят прежним или нет?

  • Изменения касательно подачи декларации соответствия условий труда с 1 марта 2022 года

Подготовительный этап

На данном этапе перед работодателем стоит несколько основных задач. Их правильное выполнение положит начало успешному завершению СОУТ.

Во-первых, необходимо выпустить приказ о создании комиссии по СОУТ, утвердить порядок ее деятельности и график проведения спецоценки у себя на предприятии. Уже на этом этапе у некоторых работодателей возникали вопросы: «Если Я один или Нас всего двое, то как создать комиссию и соблюсти все требования ст. 9 Закона №426-ФЗ?». Ответ на этот вопрос мы ждали еще с 2014 года, когда спецоценка заменила аттестацию. Он, наконец, готов:

«В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник»

Итак, фиксируем: теперь комиссия может состоять из одного человека, и работодатель в единственном числе может возложить все обязательства, связанные с проведением СОУТ, на себя.

Вторая задача подготовительного этапа – составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, при этом не забыв про аналогичность. Комиссия должна сделать это еще до начала проведения работ по спецоценке.

Третий пункт – выбрать экспертную организацию, состоящую в реестре по СОУТ и заключить с ней договор (контракт) на выполнение работ по специальной оценке условий труда. Выбранная организация должна в течение 5 рабочих дней с даты заключения получить уникальный идентификационный номер во ФГИС СОУТ и уведомить об этом работодателя до начала выполнения работ.

До внесения изменений в ст. 8 Закона №426-ФЗ такой обязанности у организации, проводящей СОУТ, не было. Это влекло за собой отсутствие прозрачности на данном этапе, отказ некоторых работодателей от заключенных договоров и отказ от проведения СОУТ после проверки ГИТ. Часть 6 ст. 8 Закона №426 добавила возможность дополнительного контроля и окончательно закрепила обязательства Работодателя и экспертной организации успешно завершить СОУТ. Созданная на начальном этапе запись предполагает наличие привязанных к ней результатов спецоценки и отсутствие их приведет к возникновению вопросов со стороны надзорных органов, а именно ГИТ.

Ну и в-четвертых, работодатель на подготовительном этапе должен предоставить все необходимые сведения, которые характеризуют условия труда на рабочих местах и смогут помочь экспертной организации в проведении спецоценки.

Применять результаты специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 7 Закона №426-ФЗ, теперь можно со дня утверждения отчета о проведении СОУТ при условии, что сведения о них внесены во ФГИС СОУТ.

Аналогичная ситуация в отношении сроков действия СОУТ и декларации соответствия ГНТОТ, которые предусмотрены частью 4 ст. 8 и частью 4 ст. 11 Закона №426-ФЗ соответственно.

Судя по изменениям, которые связаны с использованием Федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ можно сделать предположение, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет активно развивать данное направление и нас еще будут ждать изменения, связанные с цифровизацией.

I Определяем опасные факторы

Что определяет Федеральный закон 426 ФЗ о специальной оценки условий труда? Представьте, что вы находитесь на рабочем месте. Задайтесь вопросом, сможете ли вы определить наличие вредных и опасных факторов, которые будут воздействовать на Вас? Так вот…

Специальная оценка условий труда СОУТ — это комплекс последовательных мероприятий по выявлению:

1. Вредных производственных факторов;
2. Опасных производственных факторов;
3. Тяжести труда;
4. Напряженности труда.

Что такое вредный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести как к острому заболеванию в течение одной смены, так и к длительному профессиональному заболеванию в процессе повседневной работы. Чаще всего на рабочих местах это снижение остроты слуха (тугоухость).

Что такое опасный производственный фактор?

— это тот фактор, который может привести непосредственно к травмированию. Например, вращающиеся части электроустановки могут причинить вред рабочему.

Что такое тяжесть труда?

— это сколько времени человек сидит в однотипной позе, сколько он ходит, наклоняется, сколько переносит груза.

Что такое напряженность труда?

— это принятие управленческих решений, считывание информации. Например, токарь, который работает на станке «ловит» замер, чтобы изделие соответствовало чертежу.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за непроведение СОУТ

За отсутствие СОУТ или же нарушение сроков подготовки декларации, начиная с 2019 года, работодатель привлекается к ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа. Его размер установлен в ст. 5.27.1 КОАП РФ и зависит от типа правонарушения (единичное или многократное) и формы собственности компании.

Вид наказания Для организаций (юридическое лицо) Для руководителей организаций Для индивидуальных предпринимателей
Предупреждение Выносится, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью сотрудников.
Штраф за каждое рабочее место от 60 до 80 тыс. руб. от 5 до 10 тыс. руб. от 5 до 10 тыс. руб.
Штраф при выявлении повторного нарушения за каждое рабочее место от 100 до 200 тыс. руб. от 30 до 40 тыс. руб. от 30 до 40 тыс. руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *