Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 4Управление персоналом в научно-технических организациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.
Основной и вспомогательный персонал – что это такое
Одним из возможных критериев для разделения различных категорий сотрудников может являться их фактическая функция и важность для работы организации. С этой точки зрения, персонал может подразделяться на:
- Основной персонал. Основной персонал – это работники, которые приносят прямую выгоду предприятию своей деятельностью, либо же являются сотрудниками, без которых нормальное функционирование организации будет невозможным в принципе.
- Вспомогательный персонал. К данной категории трудящихся можно отнести работников, деятельность которых не является ключевой для предприятия, и без которых оно сможет продолжать эффективно функционировать. То есть, вспомогательный персонал выполняет различные дополнительные функции, не связанные с основной деятельностью компании.
1. Какие этапы включает государственная инновационная политика?
2. Перечислите основные направления государственной поддержки инновационной деятельности.
3. Осуществляется ли государственное регулирование международных связей в инновационной деятельности?
4. Охарактеризуйте прямые методы государственного регулирования инновационного процесса.
5. Чем характеризуются косвенные методы воздействия государства на инновационные процессы?
6. Охарактеризуйте систему управления инновационным процессом.
7. Что означает правовое регулирование инновационного процесса?
8. Назовите группы нормативно-правовых актов в инновационном законодательстве.
9. Имеются ли в России основополагающие юридические документы и нормативно-правовые акты, регулирующие организацию инновационной деятельности?
10. Необходимы ли дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие организацию инновационной деятельности в России?
Проблема формирования портфеля заказов и выбора обоснованных видов планирования инновационных разработок как с точки зрения достижения целей предприятия (организации), так и научной деятельности занимает важное место в управлении исследованиями и разработками нововведений. Но важной и весьма трудной задачей является организация выполнения запланированных инновационных работ, т. е. управление проектами. Успех любого инновационного проекта в такой же степени зависит от качества управления проектом, как и от технико-эксплуатационных и рыночных преимуществ. Поэтому нередко при формировании портфеля заказов проекты оцениваются не только с позиций их потенциальной эффективности, но и возможностей эффективного управления для реализации этого потенциала.
Планирование и управление тесно взаимосвязаны. Планы (перспективные и годовые) отражают, как будут развиваться проекты, дают информацию о том, как достигается заложенный в проекте эффект и обеспечивается его эффективность, и предопределяют управленческие решения и действия для будущего руководства проектом. Параметры планирования, таким образом, обеспечивают определенную основу для управления инновационным проектом. Выделяют три основных параметра, необходимых для успешного управления нововведениями:
1) выявленные потребности в инновационных разработках;
2) определение состава и структуры научно-технических кадров, необходимых для их выполнения;
3) наличие финансовых ресурсов для проведения исследований и разработок.
Отсюда главная задача управления проектом заключается в том, чтобы объединить эти три параметра. Кроме указанных параметров применяют и другие показатели, дополнительно обеспечивающие основу управления инновационным проектом. К ним относятся:
• показатели оценки эффективности проектов;
• оценки и допущения, на которых базировалось решение об отборе проектов.
Управление нововведениями осуществляется в постоянно меняющихся условиях, что делает необходимым непрерывное рассмотрение плана инновационных работ. Поэтому управление инновационным проектом должно быть гибким, чтобы допускать частые уточнения без кардинальных изменений в рабочем плане.
Управление проектом базируется на сопоставлении информации о сложившейся в данный момент ситуации с определенным заранее (при формировании портфеля заказов, разработке проекта) представлением о его целесообразности и эффективности. Если возникают различия между измеренными достижениями (показателями и др.) и запланированными данными, что случается нередко, то принимаются определенные меры. Такими мерами могут быть перераспределение финансовых ресурсов, изменение очередности выполнения проектов, частичный пересмотр портфеля заказов, изменение структуры кадров. Поэтому достоверная и своевременная информация крайне необходима для эффективного управления инновационным проектом.
При управлении инновационным проектом осуществляются следующие конкретные работы:
• оцениваются достижения в решении каждой задачи и выполнении каждого этапа по уровню затрат и длительности работ;
• выявляются те задачи, выполнение которых выходит за пределы намеченного графика, и оценивается вероятность их последствий для общего хода работы над проектом;
• измеряется развитие инновационного проекта в целом относительно запланированных финансовых и материальных затрат и даты его завершения;
• уточняется эффективность проектов и отдельных их этапов (стадий).
Управление инновационными проектами осуществляется с применением различных методов. Применяются следующие методы управления:
1) по целям;
2) по затратам (метод контроля за уровнем издержек);
3) по отклонениям.
Управление по целям характеризуется тем, что постановка целей рассматривается как основа повышения эффективности деятельности предприятия или организации. В первую очередь обеспечивается фиксация точно сформулированных целей. Эти цели должны быть четкими, реальными и эффективно способствовать выполнению общих задач развития предприятия или организации. Затем определяются факторы, которые препятствуют достижению целей, и конкретные мероприятия, способствующие их реализации. Эти мероприятия могут быть организационными, кадровыми (например, переподготовка персонала) и экономическими. Достигнутые результаты периодически оцениваются. Эффективность данного метода основана на том, что цели, которые сформулированы руководителями предприятия и проектов совместно с сотрудниками, являются стимулами и критериями, позволяющими улучшать работу над инновационным проектом и измерять ее результаты. Реализация метода управления по целям требует значительных усилий и времени.
Метод контроля за уровнем издержек (управление по затратам) осуществляется составлением бюджета инновационного проекта. Составление бюджета проекта во многом определяется подходом к его разработке. Используются аналитический, синтетический и комбинированный подходы. Отметим, что значительная часть портфеля заказов требует относительно постоянной суммы, которая определяется по результатам прошлых лет и незначительно корректируется в зависимости от складывающейся конкретной ситуации. Могут появиться новые инновационные проекты, требующие комбинированного подхода к составлению бюджета. Эта часть бюджета рассматривается отдельно.
Бюджет является основным документом для финансового контроля инновационного проекта. Он целесообразен и эффективен для контроля общих расходов и в известной мере является гарантией того, что финансовые средства используются на реализацию инновационного проекта. При применении управления по затратам предусматривается контроль и сравнение фактических расходов с рассчитанными при составлении бюджета. Бюджет проекта составляется на один год, а проверка его исполнения осуществляется один раз в полгода или ежеквартально. Отчеты о затратах составляются один раз в месяц, что дает возможность руководителю следить за расходованием средств бюджета инновационного проекта. Инновационный проект, затраты на который не соответствуют бюджету, тщательно проверяется. Результаты инновационных разработок не могут быть определены лишь на основе информации о затраченных средствах на их выполнение, поэтому метод контроля за уровнем издержек имеет ограниченную сферу применения.
Сущность метода управления по отклонениям заключается в том, что руководители высшего уровня управления информируются лишь о значительных отклонениях от запланированного хода работ над проектом. Все другие отклонения от плана рассматриваются на соответствующем уровне управления инновационным проектом. При управлении по отклонениям руководители нижнего уровня (отделов, секторов и групп) несут полную ответственность за последствия принятых ими оперативных решений. Этот метод управления инновационным проектом отличается одним большим преимуществом: руководитель затрачивает время на решение только таких задач, где его опыт и знания могут быть наиболее эффективными.
Эффективное управление инновационными проектами достигается при комплексном применении всех этих методов.
Составлен примерный перечень должностей, отнесенных к вспомогательному персоналу организаций, находящихся в ведении Минкультуры России. Напомним, что предельная доля оплаты труда указанных лиц, основного персонала в соответствующем фонде — не более 40%.
Список содержит 200 наименований должностей. Среди них — водитель, горничная, грузчик, дежурный, курьер, плотник, повар, пожарный, электрик-ремонтник, электромонтер.
На сегодняшний день практически все отрасли имеют в своем штате вспомогательные подразделения. Они стали частью огромных промышленных предприятий, частных корпораций и фирм с крупным капиталом, военно-промышленных комплексов, и даже в сфере образования они встречаются довольно часто.
Благодаря особенностям своей организации, они дали возможность снять нагрузку с руководящего состава и распределить ее между сотрудниками с меньшим уровнем квалификации.
Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.
Технический персонал на производстве – в независимости от того, какую продукцию выпускает завод, для его бесперебойного функционирования требуется наличие определенного количества рабочих, которые будут выполнять все мероприятия, направленные на обслуживание оборудования, разгрузку и погрузку готовых изделий, ведение учетной документации и осуществлять охрану территории и находящихся на ней материальных ценностей. Сюда относится персонал предприятия, в обязанности которого входит выполнение действий для нормальной и эффективной работы данного производства.
Одним из возможных критериев для разделения различных категорий сотрудников может являться их фактическая функция и важность для работы организации. С этой точки зрения, персонал может подразделяться на:
- Основной персонал. Основной персонал – это работники, которые приносят прямую выгоду предприятию своей деятельностью, либо же являются сотрудниками, без которых нормальное функционирование организации будет невозможным в принципе.
- Вспомогательный персонал. К данной категории трудящихся можно отнести работников, деятельность которых не является ключевой для предприятия, и без которых оно сможет продолжать эффективно функционировать. То есть, вспомогательный персонал выполняет различные дополнительные функции, не связанные с основной деятельностью компании.
Следует понимать, что часто разделение на основной и вспомогательный персонал не мешает разделять сотрудников также по иным критериям. Например, на административный персонал и производственный персонал. При этом как основной, так и вспомогательный персонал могут относиться к любой из этих категорий.
В целом, в большинстве случаев, вспомогательный персонал представляет собой либо сотрудников, обслуживающих деятельность предприятия при условии отсутствия в их деятельности производственной и административной функции. Однако в некоторых ситуациях даже наличие таковой функции может не мешать отнесению таких работников к вспомогательным. Например – руководитель ведомственной столовой завода может также относиться к вспомогательному персоналу, равно как и сотрудник данной столовой, даже если питаться в ней могут и посторонние лица, обеспечивая доход предприятию.
Прямого законодательного регулирования принципов, по которым сотрудники относятся к вспомогательному персоналу в нормативных документах, действующих на территории Российской Федерации в отношении всех субъектов хозяйствования нет. Однако отдельные нормативные акты, касающиеся различных видов государственной службы и иных ведомственных и бюджетных учреждений, могут регламентировать в своих положениях обозначение вспомогательных работников.
Вспомогательный персонал при проведении научных исследований и разработок
Кто входит в группу вспомогательного персонала зависит от производственного процесса. В промышленности — это работники, которые не участвуют в выпуске товаров, обеспечивающих доход предприятия. Их функции можно назвать второстепенными, направленными на поддержание жизнедеятельности самого предприятия.
Вспомогательный персонал организаций определить сложнее. Здесь «продуктом» является интеллектуальный продукт, который измерить количественно невозможно.
Для определения вспомогательных должностей используют следующие признаки:
- участие в обслуживании основных процессов;
- влияние на деятельность компании;
- критичность ротации.
Обратите внимание! Невозможно абстрактно выделить список профессий, которые относятся к вспомогательным.
Например, для большинства компаний клининг является обслуживающей сферой. Однако в фирме, оказывающей услуги аутсорсинга, мастера по уборке — главный персонал.
Неверно относить к второстепенным позициям неквалифицированный труд. В IT компании второстепенными будут управленческие должности, кадровики и даже юристы.
Административно вспомогательный персонал характерен для бизнес-процессов и научной деятельности.
Существуют критерии, по которым персонал на каждом предприятии делят на основной и вспомогательный. Отталкиваются от особенностей структуры организации, направления ее деятельности.
Отличительные признаки вспомогательного персонала:
- Сокращение работников не остановит рабочий процесс. Часть функционала безболезненно делегируют другим сотрудникам. Должность можно сократить или уменьшить нагрузку до совмещения.
- Вспомогательные позиции можно назвать обезличенными — ротация не влияет на эффективность выполнения работ.
- Для второстепенных должностей характерна высокая текучесть кадров. Минимальная оплата, отсутствие конкуренции при отборе снижает приоритет позиции, ее ценность в глазах соискателя.
- При передаче в аутсорсинговое агентство вспомогательный персонал приносит наибольшую выгоду.
- Отчетность по труду выделяет неосновные позиции в отдельную графу.
Руководство отдельных ведомств самостоятельно принимает нормативные акты, определяющие порядок отнесения работников к главной и вспомогательной сфере деятельности.
На сегодняшний день практически все отрасли имеют в своем штате вспомогательные подразделения. Они стали частью огромных промышленных предприятий, частных корпораций и фирм с крупным капиталом, военно-промышленных комплексов, и даже в сфере образования они встречаются довольно часто.
Благодаря особенностям своей организации, они дали возможность снять нагрузку с руководящего состава и распределить ее между сотрудниками с меньшим уровнем квалификации.
Когда празднуют День научного работника в России?
День научного работника отмечается 8 февраля.
История праздника началась еще при Петре Великом, когда в феврале 1724 года была создана Российская Академия наук. Официальный праздник был учрежден в 1999 году, в ознаменование 275-летия этого учреждения. Несмотря на официальный статус праздника, 8 февраля остается рабочим днем.
Традиционно в этот день организуются масштабные конференции и прочие мероприятия. По их окончании проводятся фуршеты, чтобы дать возможность обсудить профессиональные темы в неформальной обстановке. Нередко на эту дату стремятся назначить защиту диссертации, присвоение ученых званий и вручение наград за достижения.
Профессия научного работника является призванием, так же как врач или учитель. Начиная заниматься наукой, следует сразу определить для себя, готов ли человек посвятить всю свою жизнь этому делу. Это особенно важно, т. к., чтобы занимать многие должности, требуется потратить значительное время на получение ученых степеней и званий.
Если наука – это действительно призвание, то каждый день будет приносить удовольствие от любимой работы, будет сохраняться высокая мотивация на достижения и на личный вклад в науку. В противном же случае, если выбор в пользу данной профессии совершен ошибочно, вскоре неминуемо придет разочарование и быстрое профессиональное выгорание.
Существуют два близких по звучанию понятия: научные сотрудники и научные работники.
Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:
Второе понятие включает, помимо перечисленных, еще целый ряд должностей. Согласно закону «О науке и государственной научно-технической политике» (ФЗ от 23.08.1996 N 127, ред. от 23.05.2016), научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Другого, более четкого определения данного понятия, в нормативных документах не существует. Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.07.2008 N 305н (ред. от 19.12.2008), помимо научных сотрудников, к научным работникам относятся ещё государственные эксперты по интеллектуальной собственности разного ранга. В то же время, согласно постановлению Президиума РАН № 196 от 25.03.2008, в этот перечень входят стажер-исследователь (инженер-исследователь, старший лаборант с высшим образованием), учёный секретарь и разного уровня заведующие (начальники) научно-исследовательскими подразделениями.
Помимо научных работников, 127-ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания. Первые определены как граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Ко вторым относят граждан, обеспечивающих создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации. Эта группа достаточно размыта, сюда могут входить как лица занимающие различные должности в административном аппарате, так и категория прочего обслуживающего персонала.
В качестве модифицирующей характеристики в производных должностях здесь также используются I и II категории. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «младший» и «старший» не применяется.
КУ — квалификационный уровень
В последней редакции ЕКС в разделе, включающем научных работников, нет четкого разделения на категории должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Скорее всего, это связано с тем, что должности заведующих научно-исследовательским отделом, лабораторий и пр. могут быть отнесены не только к категории руководителей, но специалистов (в данном случае, научных работников). В итоге можно сделать вывод, что особенности квалификационных требований к должностям работников, связанных с научно-педагогическим процессом, определяются отдельными положениями о соответствующих должностях, разрабатываемыми Учеными советами организаций.
В качестве примера иерархической структуры должностей работников, связанных с научной деятельностью, условного института РАН, можно предложить следующую упрощенную схему ( Рис. 298 ). На этой схеме должности работников одного квалификационного уровня расположены на одном уровне иерархии. Ряд должностей, относящихся к разным категориям, сложно соотнести строго к одному уровню. В этом случае должность располагается между двумя уровнями. Например, главный инженер и главный научный сотрудник находятся на одном уровне, а инженер I категории — между старшим и ведущим научным сотрудником.
Кто такой HR-менеджер
HR-менеджер – это управленец, который занимается всеми видами работы с персоналом.
Это может быть подбор и наем сотрудников, развитие их мотивации и эффективности работы, оформление документов, разработка системы премирования и штрафов, определение кадровой политики, формирование здоровой атмосферы внутри коллектива.
В общем, все, что касается человеческих ресурсов, относится к HR-менеджеру, так как расшифровка HR – human resources.
Сотрудники влияют на успех компании. А это значит, что развитие и прибыль организации зависит от того, как HR-manager подберет, обучит и замотивирует персонал.
В крупных компаниях имеются различные отделы по управлению персоналом. В каждом из них работает группа специалистов, у которых свои четко обозначенные обязанности. А руководит этими отделами HR-директор.
Как правило, к категории технического персонала относятся работники, которые по своим должностным обязанностям обеспечивают и обслуживают деятельность руководства и специалистов при выработке и реализации ими управленческих решений.
Должностные обязанности данной категории персонала связаны с исполнением вспомогательных функций: подготовки, оформления, контроля документов, технического и хозяйственного обслуживания. На практике к техническому персоналу относят уборщиков помещений, мойщиков, садовников, подсобных рабочих, секретарей и т.п.
Кроме того, к техническому персоналу относят инженерно-технических работников (далее — ИТР), имеющих высшее или среднее инженерно-техническое образование и осуществляющих организацию и (или) руководство производственным процессом в организации. Основанием отнесения работника к ИТР является занимаемая должность, для которой требуется квалификация инженера или техника.
Таким образом, работники, занимающие должности инженера, техника, агронома, относятся к ИТР независимо от того, имеют они высшее, среднее специальное образование или только практический опыт работы (Методика N 9).
Работодатель может отнести к ИТР следующих работников:
• работников научно-конструкторских и проектировочных отделов и бюро в организации, основной сферой деятельности которых является разработка чертежей и специализированной конструкторской документации;
• работников IT-сферы (системных администраторов, иных работников в сфере информационных технологий, которые работают непосредственно для обеспечения бесперебойной работы самой организации);
• технологов, то есть работников, которые занимаются описанием технологических процессов, а также разработкой технических документов.
Административный персонал
Данная категория работников обеспечивает эффективное функционирование организации и решение определенных возникающих управленческих и технических вопросов.
Административный персонал, как правило, подразделяют на административно-управленческий, административно-хозяйственный и административно-технический. При этом каждая подкатегория может предусматривать классификацию работников на руководителей, специалистов и иных работников.
Перечень профессий и должностей, относящихся к административно-управленческому персоналу, не установлен. При этом он содержится в некоторых нормативных актах органов исполнительной власти (Примерный перечень, утв. Приказом Минтруда России от 14.10.2013 N 535н, Перечень, утв. Приказом Минкультуры России от 03.09.2020 N 1055, Примерный перечень, утв. Приказом Россельхознадзора от 16.06.2015 N 418).
В большинстве случаев к такому персоналу относят работников, осуществляющих общее руководство организацией, ее структурными подразделениями, которые принимают и реализуют решения по управлению внутренними процессами (производственными, технологическими и иными) в организации, занимаются подготовкой и обработкой правовой, финансовой, бухгалтерской, кадровой документации (руководители организаций, руководители структурных подразделений, заместители руководителей, специалисты бухгалтерии, кадров, юрисконсульты и т.п.) (п. 7 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, Методика расчета штатной численности государственных архивов на основе нормативов по труду, утв. Приказом Росархива от 14.01.2004 N 9 (далее — Методика N 9), п. 2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минкультуры России от 30.12.2015 N 3453).
К административно-хозяйственному персоналу относят работников, которые выполняют различные внутренние хозяйственные функции в рамках организации, в том числе хозяйственное обеспечение деятельности организации, внутреннее информирование в организации, эксплуатацию зданий, помещений, территорий и др. К данной категории персонала можно отнести такие должности, как заведующий складом, заведующий хозяйством, сметчик, кладовщик и т.д. (разд. I Типовых штатов, утв. Постановлением Секретариата ВЦСПС от 11.05.1990 N 7-22).
К административно-техническому персоналу относятся руководящие работники, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ (п. 3.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н).
Перечень должностей работников, которые выполняют административно-технические функции, может включать: главного инженера, главного технолога, главного конструктора, главного механика, главного энергетика, начальника цеха, механика цеха, энергетика цеха, старшего мастера и др.
В вопросах правового регулирования деятельности административного персонала работодателем в ЛНА может быть утвержден свой порядок организации структуры кадров.
К линейному персоналу относятся, в частности, лица (рабочие и служащие), обслуживающие линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), сети инженерно-технического обеспечения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, иные подобные сооружения и объекты капитального строительства, обеспечивающие жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне (п. 3.4 ГОСТ Р 55201-2012, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2012 N 1193-ст).
Из приведенного определения следует, что к линейному персоналу можно отнести работников, имеющих квалификацию и обладающих определенными профессиональными навыками (например, электрики, слесари, операторы и т.п.), то есть те работники, которые находятся на начальных позициях и обеспечивают жизнедеятельность конкретных объектов.
Однако на практике к линейному персоналу работодатели, как правило, относят должности, не требующие особого опыта работы или квалификации. Это могут быть низкоквалифицированные специалисты, которые могут работать без применения специализированных знаний. Для освоения должностных обязанностей достаточно пройти вводный курс обучения и короткую стажировку. К этой категории можно отнести промоутеров, продавцов на торговых точках, операторов на телефоне и т.д.
Виды электротехнического персонала и группы допуска — Битрейд
Наличие у работника определённой группы по электробезопасности является необходимым условием, позволяющим ему получить допуск к самостоятельному обслуживанию действующих электроустановок. Это требование относится также и ко всем лицам неэлектротехнического персонала, работающим в электроустановках и не попадающего под определение «электротехнический» или «электротехнологический».
- Электротехнический персонал предприятия или организации подразделяется на следующие категории:
- — административно-технический;
- — ремонтный;
- — оперативный;
- — оперативно-ремонтный;
- — электротехнологический персонал производственных подразделений.
- К административно-техническому персоналу относят обычно специалистов и руководителей, отвечающих за организацию оперативного и технического обслуживания, проведение монтажных, ремонтных и наладочных работ в действующих электроустановках.
- Оперативный персонал необходим для проведения оперативного обслуживания действующих электроустановок (проведение оперативных переключений, осмотров, подготовку места работы, допуск к работам и надзор во время проведения работ на них).
- Ремонтный персонал осуществляет техническое обслуживание и различные виды ремонта электрооборудования, а также проводит его монтаж, наладку и испытание.
- К оперативно-ремонтному персоналу относятся специалисты, прошедшие курс специального обучения по обслуживанию закреплённого за ними электрооборудования.
К категории электротехнологического персонала относятся работники, участвующие в технологических процессах, главной составляющей которых является электрическая энергия (электролиз, электросварка, электродуговые печи и т.п.).
Представителям электротехнического персонала каждой из перечисленных категорий после прохождения медицинского освидетельствования, курса специального обучения и сдачи экзаменов по проверке знаний, присваивается группа по электробезопасности. Номер присваиваемой группы (от II до V) зависит от стажа работы по специальности, полученного образования, теоретических знаний и практических навыков.
Лицам из категории неэлектротехнического персонала, занятым на работах, при которых возможно поражение электрическим током, присваивается группа I и делается запись в журнале. Список профессий и должностей, которые должны иметь I группу по электробезопасности составляется руководителем организации.
Группа I присваивается после проведения ознакомительного инструктажа, который завершается обычно проверкой знаний, проводимой в виде устного опроса, а также проверкой полученных навыков безопасных приёмов работы или оказания первой помощи пострадавшим от удара электрическим током.
II-я группа по электробезопасности может быть присвоена работнику только после его специального обучения по 72-часовой программе. После прохождения курса обучения электрик должен научиться практически использовать полученные технические знания по устройству электрооборудования и знать основные принципы его работы.
- Помимо этого, он должен чётко представлять себе возможные последствия поражения электрическим током и освоить основные приёмы безопасной работы на токоведущих частях закреплённого за ним оборудования.
- Сдающий экзамен обязан, кроме того, иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим от удара током.
- Сдающий экзамен на получение III-ей группы допуска должен иметь опыт работы по своей специальности в предыдущей группе (от 1-го до 3-х месяцев). Для получения III-ей группы допуска работник обязан:
- Иметь элементарные познания в электротехнике.
- Полностью изучить устройство и освоить порядок обслуживания электроустановок.
- Знать общие положения по технике безопасности, правила допуска к работе, а также перечень особых требований, предъявляемых к ряду работ.
- Овладеть методами безопасного проведения работ и осуществления надзора за работой с электрооборудованием.
- Освоить основные способы освобождения пострадавших от воздействия электрического тока и уметь практически оказывать первую медицинскую помощь.
Для получения IV группы допуска сдающий экзамен должен проработать с предыдущей группой допуска не менее 3-6 месяцев и обязан:
- Знать электротехнику в объёме курса профессионально-технического училища.
- Иметь чёткое представление об опасности работы в электроустановках.
- Знать основные положения Правил по охране труда, правил эксплуатации электроустановок, требований пожарной безопасности и особенности устройства обслуживаемого оборудования.
- Изучить схемы электроустановок обслуживаемого участка и знать порядок проведения технических мероприятий по обеспечению безопасности работ.
- Научиться проводить все виды инструктажа и освоить приёмы безопасного проведения работ, уметь осуществлять надзор за членами бригады во время работы.
- Знать способы освобождения пострадавшего от электрического тока и основные приёмы оказания первой помощи.
- Освоить технику обучения персонала основным положениям правил техники безопасности и практическим навыкам оказания доврачебной медицинской помощи.
Состав и структура промышленно-производственного персонала
В обеспечении эффективности производства важное значение имеет структура кадров предприятия.
Персонал предприятия (кадры, трудовой коллектив) – это совокупность работников, входящих в его списочный состав.
В мировой практике чаще всего используется классификация, при которой работники делятся на менеджеров и исполнителей. Менеджеры – это организаторы производства различных уровней.
В России персонал промышленных предприятий делится прежде всего на промышленно-производственный и непромышленный персонал.
К промышленно-производственному персоналу относятся работники, которые непосредственно связаны с производством и его обслуживанием: рабочие производственных цехов и участков, заводских лабораторий, управленческий персонал.
К непромышленному персоналу относятся работники, занятые в непроизводственной сфере: жилищно-коммунальных хозяйствах, детских садах, столовых, принадлежащих предприятию и т.д.
По характеру выполняемых функций в соответствии Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) промышленно-производственный персонал (ППП) подразделяется на четыре категории: рабочих, руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).
К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.
Рабочие, в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных.К основным относятся рабочие, которые непосредственно связаны с производством продукции, к вспомогательным – с обслуживанием производства.
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений.
Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к линейным. Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся кфункциональным.
- По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена.
- К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.
- Руководители среднего звена– это директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.
- Руководящие работники высшего звена– это руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.
- К специалистам относятся работники, интеллектуального труда (бухгалтеры, экономисты, инженеры).
Служащие – это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся агенты по снабжению, машинистки, кассиры, делопроизводители, табельщики, экспедиторы …
- Соотношение работников по категориям характеризует структуру трудовых ресурсов предприятия.
- В зависимости от характера трудовой деятельности персонал предприятия подразделяют по профессиям, специальностям и уровню квалификации.
- Профессия – вид деятельности, требующий определенных знаний и трудовых навыков, которые приобретаются путем общего или специального образования и практического опыта.
Специальность – вид деятельности в рамках той или иной профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.
Например: экономист-плановик, экономист-бухгалтер, экономист-финансист, экономист-трудовик в рамках профессии экономиста.
Или: слесарь-наладчик, слесарь-монтажник, слесарь-сантехник в рамках рабочей профессии слесаря.
Квалификацияопределяет уровень знаний и трудовых навыков работника по специальности, который отображается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях.
Промышленно — производственный персонал, в зависимости от характера выполняемых им функций классифицируется на следующие категории:
- руководители;
- специалисты;
- служащие;
- рабочие (включая младший обслуживающий персонал);
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия и их структурных подразделений, а также их заместители по следующим должностям: директора, начальники, управляющие, заведующие на предприятии, в структурных единицах и подразделениях; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный технолог, главный экономист и др.).
Людей, которые заняты научной деятельностью на предприятиях, в вузах, НИИ, называют общим понятием «научный сотрудник». Такие сотрудники не являются руководителями подразделений. Почти все они имеют ученые степени и звания, каждый получил высшее образование.
Нередко вовлекаются в научный и педагогический процесс, однако основная часть их деятельности связана с изучениями и исследованиями. По результатам своей работы научные сотрудники должны публиковать печатные издания, в которых освещаются их исследования и достижения.
Младшему сотруднику необходимо издавать не менее 1 статьи в год. Для перехода на степень выше нужно повышать количество публикаций.
Младший научный сотрудник — первая ступень, с которой начинается карьера в мире науки. Согласно утвержденной иерархии, в России градация выглядит так:
- Младший научный сотрудник.
- Научный сотрудник.
- Старший.
- Ведущий.
- Главный.
Самая высокая позиция у главного научного сотрудника.
Чтобы лучше понимать, кто такой младший научный сотрудник и как им стать, необходимо ознакомиться с квалификационными требованиями и обязанностями, которые указываются в должностной инструкции.
Вспомогательный персонал
вспомогательный персонал — категория работников вспомогательных профессий, выполняющих работу в зоне действующих энергоустановок [2]. Источник: СТО 17330282.27.140.001 2006: Методики оценки технического состояния основного оборудования гидроэлектростанций … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
вспомогательный персонал — Категория работников вспомогательных профессий, выполняющих работу в зоне действующих энергоустановок. [ОАО РАО «ЕЭС России» СТО 17330282.27.010.001 2008] вспомогательный персонал Категория работников вспомогательных профессий,… … Справочник технического переводчика
«Вспомогательный персонал» — 2.10. Вспомогательный персонал категория работников вспомогательных профессий, выполняющих работу в зоне действующих энергоустановок. Источник: Правила: Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Вспомогательный персонал — NDIRECT LABOUR Работники компании, которые сами не участвуют в процессе производства, а только выполняют вспомогательные функции. Ср.: Direct labour … Словарь-справочник по экономике
Вспомогательный персонал спортсмена — Персонал спортсмена. Тренеры, иные специалисты в области физической культуры и спорта, специалисты в области физической культуры и спорта, входящие в состав спортивных сборных команд Российской Федерации, а также специалисты по спортивной… … Официальная терминология
Вспомогательный персонал при проведении научных исследований и разработок — вспомогательный персонал (строка 1004, а также строка 1009, раздел 10.2) работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением научных исследований и разработок, включая сотрудников планово экономических, финансовых… … Официальная терминология
Вспомогательный персонал в организациях электроэнергетики — 2.10. Вспомогательный персонал категория работников вспомогательных профессий, выполняющих работу в зоне действующих энергоустановок. Источник: Приказ Минтопэнерго РФ от 19.02.2000 N 49 Об утверждении Правил работы с персоналом в организациях… … Официальная терминология
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ — группа специалистов, как правило, не психологов, обеспечивающих нормальную, полноценную работу психологической консультации … Словарь терминов по психологическому консультированию
сменный вспомогательный персонал — вспомогательный персонал смены или вахты (на ТЭС, АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы вспомогательный персонал смены или вахты EN on shift support staff … Справочник технического переводчика
вспомогательный технический персонал — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN technical a >Справочник технического переводчика