Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила техосмотра 2022: кому нужно проходить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.
Сколько стоит техосмотр машины в 2022 году
Стоимость техосмотра в 2022 и 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта федерации), где проводится процедура осмотра.
Например, цена техосмотра легкового автомобиля находится в пределах 300 — 700 рублей, стоимость техосмотра грузовиков 600 — 1000 рублей.
Эта сумма уплачивается непосредственно организации, проводящей осмотр автомобиля. Платить дополнительную госпошлину за техосмотр в 2023 году не требуется.
Поэтому чтобы узнать, сколько стоит техосмотр на территории Вашего региона, рекомендую обратиться к выбранному оператору технического осмотра (позвонить по телефону).
Оплатить техосмотр можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого нужно выбрать пункт, в котором Вы будете проходить технический осмотр, и узнать его реквизиты для оплаты. Также можно заплатить и в кассе организации.
Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?
При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.
Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.
Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.
Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?
Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.
Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.
Тип транспортного средства | Кому принадлежит? | Год выпуска ТС | Как часто нужно проходить техосмотр? |
---|---|---|---|
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.
Аннулирование карты техосмотра
Прохождение техосмотра автомобиля не единственное изменение, которое начало действовать в 2022 году. Диагностическая карта перестала быть панацеей, поскольку её могут отозвать. Но право на проведение такой процедуры есть не у всех. Оно возможно только если аннулирование выполняет сотрудник ГИБДД. Именно рассматриваемый пункт в нововведениях вызвал самое бурное обсуждение, поскольку многие считают, что оно может стать причиной дорожного произвола. Например, если инспекторы из-за пустяшной поломки начнут отменять карты техосмотра, отправляя автомобилистов на повторные технические осмотры.
Но все это гипертрофировано. Небольшая поломка, максимум, что может спровоцировать – штраф. И то, только в крайних случаях. Обычно достаточно простого предупреждения. Но это не значит, что аннулировать карту вообще невозможно. Это могут сделать, но только в некоторых, четко прописанных случаях:
- Диагностическую карту выдали без технического осмотра.
-
Если диагностическая карта выдана на легковойавтомобиль, который не соответствует нормам и правилам безопасности.
Зачем нужна диагностическая карта ОСАГО в 2022 году
Получать диагностическую карту обязаны все водители, планирующие приобрести полис. Порядок оформления ОСАГО утвердило Правительство постановлением от 7 мая 2003 года. В нем указаны правила страхования ТС, особенности продажи и продления полисов.
При покупке ОСАГО водителю потребуется предъявить актуальную диагностическую карту с пометками о регистрации. В случае сомнений в ее подлинности возможна дополнительная проверка. Провести процедуру помогает программа, работающая с единой базой ЕАИСТО. Если после прохождения проверки станет известно о несостоятельности бланка, в продаже страховки будет отказано. При этом возможно снижение рейтинга покупателя либо полный отказ от дальнейшего сотрудничества.
Если пройти проверку удалось без проблем, страховщик переходит к расчету ОСАГО. При этом он использует актуальные тарифы, обращает внимание на КБМ (участие клиента в ДТП, наличие штрафов), категорию транспорта, мощность силового агрегата. Действия выполняются на специальном калькуляторе. Он быстро обрабатывает информацию, позволяет легко узнать стоимость страхования.
Произвести личный расчет ОСАГО, не прибегая к помощи специалиста, помогут программы на сайтах страховщиков. Принцип их работы аналогичен калькулятору эксперта. Приложения находятся в свободном доступе. Для их эксплуатации не нужно проходить регистрацию, оставлять электронную почту или телефон.
Деятельность страховых компаний контролируется Российским Союзом Автостраховщиков (РСА). Организация не позволяет продавать ОСАГО слишком дорого, оказывает помощь в обработке заявок с запросами о проверке подлинности.
Новый метод расчета предельной стоимости техосмотра 2022
ФАС (Федеральная Антимонопольная Служба) разработала новый проект, предполагающий изменение методики расчета предельной стоимости техосмотра. Тариф на прохождение техосмотра предлагают считать по формуле с учетом “коэффициента загрузки оператора ТО”. Ценообразование будет зависеть от пропускной способности станции ТО, количества таких станций и числа транспортных средств, которым необходимо проходить техосмотр, зарегистрированных в регионе. Лимит стоимости техосмотра в регионах будет обновляться ежегодно исполнительными властями, и будет учитывать сведения раздельного учета доходов и расходов операторов техосмотра. В случае несвоевременного предоставления данных более 50% операторов, предельная стоимость техосмотра в 2022 году будет проиндексирована в соответствии с прогнозами Минэкономразвития по инфляции. Новый метод расчета призван сбалансировать интересы операторов техосмотра и потребителей, а также сделать прозрачным ценообразование. Возможно, что уже 01 сентября 2022 года предельную стоимость техосмотра будут рассчитывать по новой методике.
Как правильно выбрать сервис для техосмотра
Когда речь идёт о диагностике легкового автомобиля, у владельца есть полная свобода выбора пункта техосмотра. На этот случай большинство операторов имеют соответствующее оснащение и специализированный персонал. Что касается осмотра грузового и пассажирского транспорта, в этом случае лучше заранее осведомиться о наличии возможности провести ТО габаритного транспорта у выбранного оператора. Дилерские центры не занимаются диагностикой этих видов ТС, их специализация – легковые авто, предпочтительно, купленные у них.
Обычно при повторном оформлении ОСАГО, техосмотр предлагается при СК. Страховщики сотрудничают с определёнными пунктами ТО, но выбор остаётся за страхователем, так как цены на услуги каждого оператора формируются в индивидуальном порядке, и могут существенно отличаться.
Предварительно ознакомиться с полным перечнем аккредитованных операторов можно на сайте РСА.
Технический осмотр транспортного средства – это проверка исправности и безопасности агрегатов автомобиля, а также соответствие их состояния Приложению №1 Правил проведения ТО.
Если до 2012 года контроль исправности авто был однообразен и с 90-х годов не претерпевал никаких изменений, то с этого периода техосмотр механизмов проходит с нововведениями. В частности, исправное техническое состояние авто теперь подтверждается не талоном, а диагностической картой.
Не стоит считать технический осмотр пережитком советского прошлого. Аналогичные требования к транспортным средствам выдвигаются и за рубежом. При пересечении границы любой водитель обязан предъявить действующую диагностическую карту. Без нее автолюбителя вернут в страну прибытия.
Кроме того, доказать исправности машины без подтверждающего документа крайне сложно – водитель транспортного средства рискует быть признанным виновником дорожного происшествия.
Покупка диагностической карты – где и когда
Вместе с развитием сети частных технических центров появилось и немало фирм, предлагающих приобрести диагностическую карту без прохождения ТО. Законно ли это? Безусловно, нет.
Однако всё больше водителей, желающих сэкономить время и нервы, прибегают к таким услугам. Тем более, что номер такой диагностической карты для ОСАГО вносится в единый реестр, что обеспечивает полную легальность данного документа.
Как получить диагностическую карту для ОСАГО? Покупка карты доступна в режиме онлайн, поэтому заказать ее можно даже не выходя из дома. Услуга предоставляется практически во всех городах России, а для ее оформления требуется не более получаса с момента внесения денег на указанный счет.
На какой срок выдается диагностическая карта
Срок действия диагностической карты зависит от типа транспортного средства и от его возраста:
Тип автомобиля | Допустимая максимальная масса | Возраст транспортного средства (с момента изготовления) | Срок действия ДК |
---|---|---|---|
Легковые и грузовые автомобили | до 3,5 т | 3 – 7 лет | 2 года |
Легковые и грузовые автомобили | до 3,5 т | от 7 лет | 1 год |
Грузовые автомобили | от 3,5 т | 1 год | |
Транспортные средства для перевозки опасных грузов, людей | 6 мес. |
ОСАГО без ТО по новому закону
Учитывая, что по новому законодательству, техосмотр для получения ОСАГО 2021 для многих автолюбителей не нужен, расслабляться особенно не стоит. Так как правительство просто решило пока только перенести сроки вступления в силу измененных правил прохождения данной процедуры. Согласно последним, процесс проведения ТО, будет полностью оцифрован, с обязательным внесением фото въезда и выезда на СТО, данных о прохождении техосмотра, несмотря на результат, а также указанием всех выявленных неисправностях, на устранение которых дается 20 дней.
Проводить ТО смогут только аккредитованные станции техобслуживания (включая и мобильные пункты) имеющие все необходимое оснащение. Продлили техосмотр, как раз для того, чтобы полностью подготовить материально-техническую базу, и обеспечить необходимое количество центров проведения ТО. Ожидается, что благодаря всем изменениям, получить рабочую диагностическую карту нелегально или купить онлайн станет невозможным.
До вступления в силу, всех нововведений, владельцы мотоциклов и легковых машин (кроме такси и возрастом от 4-х лет) проходить плановый техосмотр для приобретения «автогражданки» не обязаны. Поэтому выплаты по ОСАГО без техосмотра в 2021, должны осуществляться в полном объеме.
Срок действия технической карты для ОСАГО
Диагностическая карта выдается владельцам легковых автомобилей на 1–2 года. Срок зависит от возраста ТС. Законом не предусмотрен период, в который автовладелец обязан застраховать машину. Например, собственник ТС прошел ТО, а затем улетел на 6 месяцев в командировку. По возвращении он может оформить ОСАГО по диагностической карте, которую получил полгода назад.
В таком случае, если купить полис на 12 месяцев, то через 6 месяцев придется пройти ТО. Ездить с действующим ОСАГО, но без действующего техосмотра, все равно что управлять незастрахованным автомобилем. В случае ДТП и признания водителя виновником страховая взыщет понесенные расходы в регрессном порядке через суд. Поэтому лучше сделать диагностическую карту для ОСАГО непосредственно перед оформлением полиса.
Как часто проходить технический осмотр авто
Правила нового ТО существенно усложнили жизнь многим автовладельцам, в частности тем, что теперь невозможно купить диагностическую карту, а владельцам грузовиков надо проходить ТО чаще. Однако обновленный Закон привнес ряд послаблений для некоторых собственников легковых ТС. Например, увеличился интервал прохождения ТО.
Таблица 1. Техосмотр 2021 по новым правилам (ст. 15, № 170-ФЗ)
Транспортные средства | Возраст ТС | Регламент прохождения ТО |
---|---|---|
Автомобили «В» г/п до 3,5 т и мотоциклы | До 4 лет | Освобождены |
Прицепы физических лиц грузоподъемностью до 3,5 т | — | Освобождены |
Прицепы физических лиц грузоподъемностью от 3,5 т | До 4 лет | Освобождены |
4 года — 10 лет | 1 раз в 2 года | |
1 раз в 2 года | 1 раз в год | |
Легковые автомобили «В» и мотоциклы | 4 года — 10 лет | 1 раз в 2 года |
Легковые автомобили «В» и мотоциклы | от 10 лет | 1 раз в год |
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили | до 5 лет | 1 раз в год |
Автобусы, такси, спецтехника, грузовики, учебные автомобили | от 5 лет | 2 раза в год |
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью до 3,5 т | до 4 лет | Освобождены |
4 года — 10 лет | 1 раз в 2 года | |
от 10 лет | 1 раз в год | |
Прицепы/полуприцепы юридических лиц грузоподъемностью от 3,5 т. | до 4 лет | Освобождены |
4 года — 10 лет | 1 раз в 2 года | |
от 10 лет | 1 раз в год | |
Прицепы/полуприцепы для перевозки опасных грузов | — | 2 раза в год |