- Авторское право

Взыскание недоимки налоговыми органами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание недоимки налоговыми органами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

А еще в конце декабря 2021 года был ролик, после которого даже мои знакомые просили пояснить, правду ли говорит мужик из интернета… Этот товарищ прочитал из НК РФ статью, где написано, что с 1 января 2021 года отменяются имущественные налоги. И что налог на имущество, на землю, на транспорт физлица могут не платить. Все это должно происходить в добровольном порядке.

Этапы взыскания налогов

Взыскание налогов реализуется в несколько этапов:

  • Требование об уплате. Инспекцией направляется требование физ. лицу об оплате долга. Должник должен его оплатить в течение 8-ми рабочих дней после получения, если в документе не указан другой срок. Если этого не сделать, ИФНС начнет процедуру взыскания;
  • Решение о взыскании. Чтобы иметь возможность взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. На это у нее есть два месяца после того, как истечет срок добровольной оплаты. Если не уложиться в срок, взыскать долг можно будет только в судебном порядке. На обращение в суд есть 6 месяцев после того, как истечет срок исполнения требования. Решение о взыскании необходимо направить должнику в течение 6 рабочих дней после его вынесения;
  • Решение вынесено. После вынесения решения о взыскании инспекцией оформляется поручение на списание и перечислении долга в бюджет. Это поручение направляется в банк. Взыскание производят сначала со счетов в рублях, потом с валютных, затем со счетов в драгметаллах. Списание с другого счета будет происходить, если на предыдущем будет недостаточно средств для закрытия долга.

Комментарий к ст. 47 НК РФ

1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Правилами статьи 47 настоящего Кодекса следует руководствоваться в отношении налогоплательщиков-организаций и налоговых агентов — организаций.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится следующим образом:

1) руководителем (его заместителем) налогового органа выносится решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации). Такое решение должно содержать сведения, указанные в статье 101 НК РФ (см. также комментарий к ней);

2) в течение трех дней с момента вынесения указанного выше решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление для исполнения.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (судебный пристав-исполнитель);

3) судебный пристав-исполнитель исполняет полученное постановление налогового органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать следующие реквизиты:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица (при указании на его должность) и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (им может быть руководитель (его заместитель) налогового органа, уполномоченный подписывать указанный документ);

2) дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации);

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации (налогового агента — организации), на чье имущество обращается взыскание.

При этом указывается как юридический, так и почтовый адрес налогоплательщика-организации (налогового агента — организации);

4) резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы налогового органа, указание на срок и порядок обжалования такого решения;

5) дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации.

Из настоящей статьи можно сделать вывод, что указанное решение вступает в силу не позднее трех дней после его вынесения, поскольку именно в течение этого срока должно быть направлено соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю. В любом случае конкретный срок вступления в силу указанного решения налогового органа настоящей статьей не установлен;

6) дату выдачи указанного постановления.

В соответствии с настоящей статьей оно должно быть направлено судебному приставу-исполнителю не позднее трех дней с момента вынесения решения налогового органа о взыскании;

7) подпись руководителя (его заместителя) налогового органа, заверенная гербовой печатью налогового органа.

В случае отсутствия любого из указанных реквизитов в постановлении налогового органа о взыскании судебный пристав-исполнитель не вправе принимать к исполнению данный документ.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

1) наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия акта органа, подлежащего исполнению;

4) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;

5) резолютивная часть акта органа;

6) дата вступления в силу акта органа;

7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительный документ, выданный на основании акта органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях — лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, указанным выше.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 указанного Федерального закона.

Читайте также:  Как вырастут пенсии в 2023 году

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в орган, выдавший исполнительный документ.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению, либо в орган, выдавший исполнительный документ, в случае несоответствия его требованиям, указанным выше.

Судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа направляет его копию взыскателю, в орган, выдавший исполнительный документ.

Как происходит списание безнадежных долгов по налогам?

Итак, понятие «списание безнадежной налоговой задолженности» является многогранным: под этот способ освобождения от долгов попадает и их аннулирование по общему правилу (если истек срок взыскания), и налоговая амнистия. В первую очередь разберемся, когда долг аннулируется по ст. 59 Налогового кодекса РФ. Нужно отметить, что налоговая может требовать оплаты долга в течение 3 лет.

Этот срок предусмотрен и для транспортного налога, и для платежей за недвижимость (квартиры, дома и т.д.) и землю. Списать налог возможно при условии, что налоговый орган:

  • не отправил требование о его уплате налогоплательщику;
  • не подал исковое заявление в суд (при наличии задолженности налоговики имеют право обращаться в суд для взыскания долга с налогоплательщика);
  • не предъявил исполнительный документ к исполнению.

Для списания налога не нужно обращаться с какими-либо заявлениями в налоговый орган, поскольку долг списывается инспекцией самостоятельно. Но, конечно, если основания для того, чтобы списать долг, есть, а этого не происходит, налогоплательщик вправе обратиться с соответствующим заявлением в налоговую инспекцию. При возникновении спорной ситуации может потребоваться обращение в суд для признания задолженности безнадежной и, соответственно, для ее последующего списания.

Решение о взыскании налога

Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Вручить или направить решение о взыскании налогоплательщику ИФНС должна в течение 6 рабочих дней со дня его вынесения.
Одновременно с решением о взыскании долга по налогам налоговики могут вынести решение о приостановлении операций по счету, а если денег на счетах нет, то и арестовать имущество налогоплательщика.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Взыскание задолженности по налогам в 2020 — порядок, пресекательный срок

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.

  • Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.
  • Формула расчета выглядит следующим образом:
  • Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Срок исковой давности по налогам

В налоговом праве различают срок давности для привлечения к ответственности и срок исковой давности по уплате налогов, основные различия даны в таблице:

Кто принимает решение Федеральная налоговая служба РФ (ФНС России) Судебные органы РФ

Источники права Ст. 113, п. 4 ст. 397, ст. 70 НК РФ 45 – 48 НК РФ
Значение Внесудебный порядок взыскания Взыскание на основании судебного решения (приказа)
Длительность 3 года (или 3 налоговых периода) 6 месяцев, 2 года — для отдельных случаев
Читайте также:  ОШИБКИ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ПЕРСОНАЛА

Налоговая служба России применяет ряд эффективных инструментов для взыскания неуплаченных налогов и недоимок во внесудебном порядке. Если должностные лица ИФНС обращаются в судебные органы, юридическое значение имеет исковая давность.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Досудебное взыскание задолженности с физических лиц

ФНС планирует выстроить работу по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц следующим образом (письма от 21.10.2015 № ГД-4-8/18401@ «Об урегулировании задолженности физических лиц», ГД-4-8/18402@ «О действиях налоговых органов, направленных на повышение эффективности взыскания с физических лиц»).

После наступления срока уплаты имущественных налогов (1 октября) при отсутствии в налоговом органе информации об их уплате он выполняет следующие мероприятия.

Во-первых, проводится анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также по пеням и штрафам с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

Взыскание налоговой задолженности с помощью суда

На этом работа налоговых органов по взысканию задолженности не заканчивается. Соответствующие отделы формируют списки налогоплательщиков и передают их в правовые отделы для последующей подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества физического лица в следующие сроки:

  • в течение четырех месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая взысканию, превысила 3000 руб., если ранее не было направлено заявление об осуществлении взыскания в суд общей юрисдикции;
  • в течение трех месяцев после истечения трех лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пени, штрафа, подлежащей взысканию с физического лица, если такая сумма не превышает 3000 руб.

Получив решение суда, налоговики направляют его в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). После этого взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика — физического лица в соответствии с п. 4 ст. 48 НК РФ производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон N 229-ФЗ).

К сведению. После вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества физического лица налоговый орган передает сведения о задолженности по имущественным налогам физического лица перед бюджетной системой РФ для дальнейшего отражения справочно в едином платежном документе (ЕПД) с соблюдением положений Федерального закона N 152-ФЗ.

Порядок действий налоговиков в данном случае следующий.

Какой порядок взыскания и возврата налога?

Обращаемся к ст. 231 НК. В ней прописан порядок взыскания и возврата налога.

  • если налоговый агент удержал излишнюю сумму, то на основании письменного заявления плательщика ее надлежит вернуть;
  • срок для возврата – три месяца с момента получения заявления налогоплательщика;
  • платеж возвращается из суммы, которую должен уплатить этот налогоплательщик и иные плательщики налога, из доходов которых удерживается платеж;
  • возврат происходит безналичным способом. Каждый день просрочки возврата — начисление пени;
  • если налоговый агент отсутствует, налогоплательщик подает заявление о возврате платежа в налоговую инспекцию одновременно с предоставлением налоговой декларации за соответствующий период.

У вас возникли разногласия с налоговой службой? Обращайтесь на сайт «33 Юриста.ру». Опытные юристы анализируют проблему, найдут оптимальное решение в сложившейся ситуации, помогут выиграть спор, минимизировать расходы.

Что представляет собой судебный приказ?

​Под судебным приказом понимается принятое в порядке приказного судопроизводства постановление, в соответствии с которым то или иное управомоченное лицо (например, государственный орган — такой как Налоговая служба) получает законное право взыскать с должника (например, гражданина или организации) ту или иную денежную сумму в соответствии с законом или договором. В случае, если управомоченное лицо — Налоговая служба, то речь пойдет о взыскании с гражданина или организации неуплаченного налога. При этом, будут применяться положения законодательства РФ об административном судопроизводстве.

Приказное судопроизводство характеризуется:

  • достаточно быстрым рассмотрением иска судом;
  • рассмотрением дела без участия истца (управомоченной стороны, кредитора) и ответчика (обязанной стороны, должника);
  • вынесением постановления при наличии неоспоримых доказательств того, что ответчик чем-то обязан перед истцом (исходя из договора или положений законодательства — как в случае с налогами).

Во многих случаях взыскание долга (в рассматриваемом сценарии — налога) на практике осуществляет Служба судебных приставов. Судебный приказ — тот документ, на основании которого будут действовать приставы.

Налоговые органы могут взыскать задолженность по уплате налогов с физлиц, обратив взыскание на их зарплату

Такой механизм действительно существует. ФНС России разработала для нижестоящих налоговых органов порядок действий, направленных на снижение существующей задолженности налогоплательщиков-физлиц, а также на предотвращение ее дальнейшего роста. Свои рекомендации нижестоящим налоговым органам ФНС России изложила в письмах от 21.10.2015 № ГД‑4-8/18402@ «О действиях налоговых органов, направленных на повышение эффективности взыскания с физических лиц» и № ГД‑4-8/18401@ «Об урегулировании задолженности физических лиц» (далее — письма).

Все изложенные рекомендации не противоречат нормам существующего законодательства и не выходят за рамки предоставленных налоговым органам полномочий, но на практике ранее не применялись.

К наиболее значимым рекомендациям можно отнести следующие:

налоговые органы вправе информировать налогоплательщика посредством телефонной связи о наличии у него непогашенной задолженности по налоговым платежам, а также о его правах и обязанностях в соответствии с налоговым законодательством. Причем в данном случае речь идет о том, что налоговые органы сами будут звонить должнику (в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени), если общая сумма задолженности в бюджетную систему РФ составляет более 10 000 руб., а для Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга — более 50 000 руб. Номер телефона физического лица налоговый орган может получить из любых доступных источников;

налоговые органы также вправе информировать работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В списке сотрудников будут указаны лишь фамилия и инициалы (имя и отчество полностью не указывается) физических лиц, информация о наличии задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактные данные налогового органа;

налоговые органы могут направлять полученные в судебном порядке исполнительные документы о взыскании денежных средств (исполнительный лист, судебный приказ) в организацию, компанию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (в случае если задолженность не превышает 25 000 руб.).

Также ФНС России уделила особое внимание необходимости контроля за ходом исполнительного производства, возбужденного ФССП России на основании направленных налоговым органом исполнительных документов для взыскания налоговой задолженности.

Например, если сумма задолженности превышает 3000 руб., налоговому органу одновременно с вступившими в законную силу судебными актами необходимо направить в службу судебных приставов ходатайство о наложении ареста на имущество должника. А если сумма задолженности превышает 10 000 руб. — заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Читайте также:  Кому и куда жаловаться на нарушения в ЖКХ в Ростовской области

Когда сумма задолженности гражданина-должника более 50 000 руб. по имущественным налогам или более 250 000 руб. по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), налоговый орган по согласованию со службой судебных приставов организует проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника в рамках открытых исполнительных производств.

Также в указанных письмах налоговым органам рекомендовано совместно со службой судебных приставов и Госавтоинспекцией МВД России участвовать в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т. д.).

Обо всех проведенных мероприятиях налоговые органы будут ежеквартально отчитываться в ФНС России.

Что касается механизма взыскания налоговым органом задолженности по налоговым платежам из заработной платы должника через его работодателя, то тут следует отметить, что право взыскателя (в данном случае налогового органа) обратиться к работодателю должника предусмотрено ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Как это должно работать на практике?

Взыскать задолженность по налоговым платежам за счет имущества физических лиц, не исполнивших добровольно обязанность по уплате налога (сбора, пеней, штрафа), возможно лишь на основании судебного акта, вступившего в законную силу. Этот механизм прописан в ст. 48 НК РФ.

Иными словами, налоговый орган должен обратиться с заявлением о взыскании сумм неоплаченных налоговых платежей в суд общей юрисдикции, который по результатам рассмотрения дела вынесет судебный акт и после его вступления в законную силу выдаст исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ). Получив исполнительный документ, налоговый орган самостоятельно, минуя службу судебных приставов, если размер взыскания денежных средств не превышает в сумме 25 000 руб., направит его в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Такое право закреплено положениями ч. 2 ст. 9 Закона об исполнительном производстве.

Неисполнение работодателем требований исполнительного документа, полученного от налогового органа, в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб., на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб. и на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Что делать работодателю, получившему исполн��тельный документ от налогового органа?

Во-первых, работодатель должен проверить, соответствует ли исполнительный документ требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве. В частности, обратить внимание на сведения о должнике, взыскателе и размере взыскиваемой суммы (не более 25 000 руб.). Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет работодателю заявление с указанием реквизитов для перевода денежных средств и сведений о взыскателе (ст. 9 Закона об исполнительном производстве). Если какие-либо сведения, указанные в ст. 13 Закона об исполнительном производстве, в исполнительном документе будут отсутствовать, то работодатель вправе не исполнять данный документ, а направить его взыскателю, пояснив причины неисполнения.

Если с исполнительным документом все в порядке, то в соответствии с положениями ст. 98 Закона об исполнительном производстве работодатель обязан в трехдневный срок со дня выплаты удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Причем перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Особое внимание работодателю необходимо обратить на положения ст. 99 Закона об исполнительном производстве и ст. 138 ТК РФ, в соответствии с которыми размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, и не может составлять более 50% заработной платы и иных доходов. Удержание производится до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований (то есть денежные средства могут удерживаться в пределах максимально возможного размера несколько раз до погашения всей суммы, подлежащей взысканию).

Также работодателю необходимо учесть положения ст. 101 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание (например, денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи со смертью кормильца, получением увечья и т. д.).

Получать согласие работника на взыскание из заработной платы сумм по исполнительному документу не требуется, однако работника стоит уведомить о получении исполнительного документа.

Если работник не согласен с требованиями, которые на него возлагаются судебным актом и исполнительным документом (например, в расчете допущена ошибка), ему необходимо обратиться в налоговый орган, направивший работодателю исполнительный документ, причем лучше всего оформить обращение в письменной форме в виде жалобы на действия налогового органа и на втором экземпляре жалобы получить отметку налогового органа о подаче документа (либо направить жалобу по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Если налоговый орган не произведет перерасчет и не отзовет исполнительный документ, налогоплательщику необходимо обращаться в суд.

Срок обращения налогового органа в суд для взыскания пеней, недоимки, штрафов

В п.1 ст. 48 НК РФ сказано, что для взыскания недоимки (штрафов, пеней) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, штрафов, пеней за счет принадлежащего вам имущества. По общему правилу налоговый орган имеет право подать заявление в суд в определенный срок – он равняется 6 месяцам со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, штрафов, пеней, если задолженность по нему больше 3000 рублей (см. п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если общая задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, штрафов, пеней, то в обязанность налоговой инспекции входит подача заявления о взыскании в установленные ниже сроки:

  • В течение 6 месяцев со дня, когда общая задолженность стала больше 3000 рублей;
  • В течение 6 месяцев после того, как истек 3-хлетний срок со дня, когда окончился срок исполнения самого раннего требования об уплате пеней, налога, штрафов, если суммарная задолженность не более 3000 рублей.

Говоря о том, в какой срок и каким образом налоговый орган может взыскать задолженность по налогам, следует знать: если с вас взыскивается недоимка (штрафы, пени), то налоговый орган обязан направить вам копию заявления о взыскании, но не позднее даты, когда оно было передано в суд (абз. 5 п.1 ст. 48 НК РФ).

Налоговая амнистия для ИП: кому и как спишут налоги и взносы

В конце прошлого года был принят судьбоносный закон, направленный на списания долгов по налогам и взносам. В нашей статье мы расскажем о том, кто вправе воспользоваться данным правом и как это работает на практике.

Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:

  • физлицам простят долги перед бюджетом по имущественным налогам (транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), которые образовались по состоянию на 01.01.2015, а также пени, начисленные на указанную задолженность;
  • ИП, а также физлицам, которые ранее занимались коммерцией, долги по налогам, которые образовались в период ведения предпринимательской деятельности по состоянию на 01.01.2015, а также пени и штрафы, начисленные на указанную задолженность;
  • бывшим и нынешним ИП, а также адвокатам, нотариусам и иным лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, будут прощены долги по страховым взносам, образовавшиеся за расчетные периоды до 01.01.2017.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *