Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как все начиналось. Начало предпринимательства в СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Индивидуальной трудовой деятельностью разрешается заниматься совершеннолетним гражданам, участвующим в общественном производстве, в свободное от основной работы время, домашним хозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся.
Реформы и нововведения в горбачевский период. Справка
- Информатика
- Математика
- Геометрия
- Алгебра и начала математического анализа
- Алгебра
- Испанский язык
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Китайский язык
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Физическая культура
- Русский язык
- Литература
- Литературное чтение
- История
- География
- Обществознание
- Экология
- Россия в мире
- Право
- Окружающий мир
- Экономика
Обязанности индивидуальных предпринимателей
Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности регламентировало обязанности тех, кто занимается индивидуальным предпринимательством. Так, гражданам требовалось получить специальное разрешение в районном совете. Разрешение действовало в течение 5 лет – после этого требовалось продлевать документ.
Если гражданин занимался индивидуальным предпринимательством без разрешения, он считался спекулянтом и подлежал уголовному наказанию.
Также в этом законе были указаны обязанности индивидуального предпринимателя: учитывать интересы и права клиентов и изготовлять товары, соответствующие нормам.
Распространялся закон и на сферу бытового обслуживания (ремонт, пошив одежды, создание фотографий и так далее). Входили в сферу его действия и занятия репетиторством и переводом.
Основные положения закона
Закон 1986 г. предполагал ведение индивидуальной трудовой деятельности в СССР. Ее целью становилось наиболее полное удовлетворение потребностей советского общества в товарах и услугах при одновременном росте уровня занятости населения в общественно полезном труде. При этом гражданам предоставлялась возможность получать дополнительные доходы исходя из затрат личного труда. Государство официально дало разрешение на такую деятельность, однако граждане могли заниматься ею исключительно в свободное от основной работы время и в указанных властями сферах.
Несмотря на указанные послабления, государство категорически запрещало использовать в индивидуальной трудовой деятельности наемный труд. При этом размер налога на получаемые частными предпринимателями доходы, достигал 65%. Хотя закон и предполагал оказание государственными органами поддержки лицам, участвовавшим в индивидуальной трудовой деятельности.
До 1917 года кооперативы принадлежали только монопольному сектору, а их нахождение в частном капитале было запрещено. В результате экономика страны ухудшилась. В 20-х годах был введен НЭП, в результате чего гражданам было дано право создавать потребительские кооперативы. Благодаря этому стабилизировалась экономика.
Во времена коллективизации появились контролируемые государством колхозы. По сути, они являлись промысловыми кооперациями. В середине 50-х годов понятие «кооперация» исчезло, а хозяйства стали частью государственной системы.
В советский период, во время перестройки происходили различные события, которые перекроили экономику страны. Дата принятия закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19 ноября 1986 года) по праву считается одним из ярких событий в этот период – люди получили возможность занятия дополнительной работой в свободные часы.
Важная особенность этого закона – разрешение свободно работать. Также у людей появилась возможность создания производственных кооперативов, где не использовался наемный труд.
Как бы это ни звучало странно, но принятие закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» не помешало советской власти влиять на кооперативы. Большинство государственных деятелей воспринимали в штыки законность частного сектора экономики.
В конце 1988 года был принят закон «О правилах налогообложения участников кооператива». Также в год принятия закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» было введено понятие «сверхдоход» – доход более двух средних месячных зарплат (эта сумма изымалась у гражданина).
Немного позже приняли постановление «О кооперациях» (в результате его принятия права лиц, занимающихся предпринимательством, уменьшились). При этом стала считаться по праву историческим событием дата принятия законодательного акта, регулирующего индивидуальный труд.
Проверки индивидуальных предпринимателей
Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности. Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия — проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о при осуществлении контроля. Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.
Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.
Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года. Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий. Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.
Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет. Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ. Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.
Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.
Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.
Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников. Появилось понятие «сверхдоходов» — денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР «О кооперации», нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей. При этом именно принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» стало поистине историческим и знаменитым событием.
Налоговые вопросы деятельности ИП
Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.
Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.
Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.
Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» 19 ноября 1986 года. Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд. Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.
Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей
Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ. Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ. Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.
Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью. Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.
Налоговые вопросы деятельности ИП
Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов. В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.
Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ. Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса. За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.
Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.
Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?
Анализ законодательной базы, существующей на 2019 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам. Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой. Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.
Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.
Мнение эксперта
Мария Богданова
Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология
Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ продлил мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года. В этих целях в Федеральный закон от 26.12.2008№ 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” внесена новая статья 26.2.
Предусматривается, что с 2019 года плановые проверки не будут проводить в отношении юридических лиц и ИП, которые включены в Единый реестр субъектов малого предпринимательства. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС.
Нельзя не упомянуть и ещё об одном новшестве законодателей с начала 2019 года — введении специального режима, подразумевающего уплату налога на профессиональный доход (НПД) как предпринимателями, так и гражданами, чья самостоятельная работа не нуждается в оформлении ИП (репетиторами, нянями). Для этого был принят закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (далее — закон № 422-ФЗ).
Новую систему налогообложения пока будут применять только несколько субъектов РФ:
- Татарстан;
- Калужская область;
- Московская область;
- Москва.
Если такой эксперимент завершится удачно, то новый закон для ИП и граждан, таковыми не являющихся, будет распространён на всю территорию РФ. Срок эксперимента установлен до 2028 года. Цель введения нового налога — учёт самозанятого населения, вывод его из теневого бизнеса. Для ИП, ставших плательщиками НПД, его ставка будет составлять 6%.
Последняя удачная попытка
Между хрущевским рывком к коммунизму и оформлением брежневского застоя в Советском Союзе была одна (кажется, успешная) попытка внедрить некоторые почти рыночные механизмы в массовое производство. Она началась с выступления одного из высших функционеров КПСС Алексея Косыгина на партийном пленуме в 1965-м. Пишут также, что к этому причастен экономист Евсей Либерман, который за три года до этого опубликовал в газете «Правда» статьи «План, прибыль, премия», «Откройте сейф с алмазами» и еще несколько материалов, где назначал главными критериями эффективности рентабельность и прибыль.
В планах на VIII пятилетку (1966—1970) был эксперимент по внедрению хозрасчета на отдельных предприятиях: организации назначали не расписанный детально, а общий план, и предприятие само решало, как, каким образом и с привлечением каких ресурсов организовать производство и реализовать продукцию. Если удавалось произвести нужное количество товара меньшим числом работников или продать его выгоднее, росли заработки оставшихся сотрудников. Прибыль не изымалась, но шла на развитие именно этого предприятия.
Закон об индивидуальной трудовой деятельности
- Закон номер 6050-X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» был принят 19 ноября 1986 года и введен в действие 1 мая 1987 года. Утратил силу на основании Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» c 1 января 1991 года.По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Частная инициатива граждан ранее относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и часто подлежала административному или уголовному наказанию. Принятый закон разрешал «индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей».
Теперь, по закону «индивидуальная трудовая деятельность в СССР использовалась для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда». Отныне индивидуальная трудовая деятельность советским гражданам была официально разрешена, но лишь в свободное от основной работы время и в строго определённых сферах. При этом категорически запрещалось использование наёмного труда. Налог на доходы частных предпринимателей достигал 65 %. Законом предусматривалось оказание поддержки гражданам, занимавшимся индивидуальной трудовой деятельностью. Исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов предписывалось оказывать им содействие в приобретении сырья, материалов, инструментов и иного имущества, необходимого для работы.
Обязанности индивидуальных предпринимателей
Принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности регламентировало обязанности тех, кто занимается индивидуальным предпринимательством. Так, гражданам требовалось получить специальное разрешение в районном совете. Разрешение действовало в течение 5 лет – после этого требовалось продлевать документ.
Если гражданин занимался индивидуальным предпринимательством без разрешения, он считался спекулянтом и подлежал уголовному наказанию.
Также в этом законе были указаны обязанности индивидуального предпринимателя: учитывать интересы и права клиентов и изготовлять товары, соответствующие нормам.
Распространялся закон и на сферу бытового обслуживания (ремонт, пошив одежды, создание фотографий и так далее). Входили в сферу его действия и занятия репетиторством и переводом.
Обязанности индивидуальных предпринимателей по закону
Основной обязанностью советских граждан, решившихся образовать свой кооператив, являлось получение специального разрешения в городском, районном или сельском совете. Продолжительность действия разрешения составляла всего пять лет, после чего документ приходилось продлевать. Граждане, занимавшиеся предпринимательством без государственного разрешения, приравнивались к спекулянтам. За спекуляцию в Союзе устанавливалось уголовное наказание.
В статье 8 определялись функции граждан, занимавшихся индивидуальным трудом. Здесь все довольно просто: нужно соблюдать права покупателей, учитывать интересы заказчиков и т. д. Однако основной обязанностью предпринимателя было изготовление качественного и соответствующего всем нормам продукта.
Закон ссср от 19.11.1986 «об индивидуальной трудовой деятельности»
1. Основным в деятельности кооперации является удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления, жилище, продукции производственно — технического назначения, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами, развитие трудовой и социальной активности членов кооператива, рост их материального благосостояния, культурного уровня и профессионального мастерства.
Для решения этих задач в системе кооперации развивается производство и повышается его эффективность, обеспечиваются улучшение качества продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, рост производительности труда, максимально вовлекаются в хозяйственный оборот местные сырье и материалы, разрабатываются и внедряются безотходные и ресурсосберегающие технологии.
2. Кооперация повышает занятость населения общественно полезным трудом, вовлекает в производство товаров (работ, услуг) дополнительные трудовые ресурсы, а также создает условия для участия в деятельности кооперативов на договорных началах граждан, не являющихся членами кооперативов, в свободное от их основной работы время.
3. Кооперация, действуя на принципах самофинансирования, обеспечивает за счет своих доходов повышение уровня жизни членов кооперативов и их семей, решает социальные задачи, создает благоприятные возможности для высокопроизводительного труда, обеспечивает охрану имущественных интересов и социальных прав своих членов, участвует в формировании государственного бюджета.
1. Кооператив является организацией граждан СССР, добровольно объединившихся на основе членства для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе принадлежащего ему на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества, самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, а также материальной заинтересованности членов кооператива и наиболее полного сочетания их интересов с интересами коллектива и общества.
2. Кооператив как первичное звено системы кооперации в СССР призван активно участвовать в экономическом и социальном развитии страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме — наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей.
3. В интересах осуществления задач, определенных настоящим Законом, кооператив вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству и уставу кооператива. Кооператив является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, и имеет самостоятельный баланс.