- Судебная практика

Что положено вдове ликвидатора ЧАЭС в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что положено вдове ликвидатора ЧАЭС в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Существенные преобразования в законодательстве о порядке предоставление помощи чернобыльцам произошли в 2014 году. Был сформулирован правовой статус чернобыльца и его права на ряд льгот. Он был создан с целью обеспечения жертв аварии государственными компенсациями и другими видами помощи.

В 2022 году действуют те же льготы, что были и в прошлом. Кроме пересмотра порядка начисления пособий и компенсаций (всё больше эта нагрузка ложится на бюджеты субъектов) и отмены индексации выплат (что обсуждается в последнее время) серьёзных нововведений в этом вопросе в ближайшие годы пока не планируется. В 2022 выплаты были вновь проиндексированы, для чего Правительством РФ был принят соответствующий закон.

Законодательством установлено, что индексация вычисляется как разница между реальным индексом роста цен за прошлый год и закреплённым в предыдущем году размером увеличения пособий и других видов помощи.

Итак, чернобыльцами считают людей, пострадавших от аварии на ЧАЭС либо же занимавшихся ликвидацией её последствий. Такие граждане получают соответствующее удостоверение, которое подтверждает их статус. Они имеют право на множество льгот как материального, так и нематериального вида. Получателями льгот также могут стать их внуки и дети.

Классификация статуса «чернобылец» 1, 2, 3 и 4 категории

Впоследствии происшествия на ЧАЭС вся территория, на которую распространилось радиационное воздействие, была разделена на четыре зоны:

  • отчуждения – земли, наиболее загрязненные, а потому не предназначенные для проживания и ведения хозяйственной деятельности;
  • отселения – территории, жители которых вынуждены были выехать в более безопасные районы, но получили право на возвращение по факту нормализации радиационного фона;
  • проживания с правами на отселение – земли, решение на выезд за пределы которых граждане имели право принять самостоятельно;
  • проживания при наличии привилегированного социально-экономического статуса.

Жители всех этих зон получили права на возмещение причиненного катастрофой вреда, на меры социальной и материальной поддержки.

Существует классификация людей со статусом чернобыльцев также на четыре категории:

  • первая – ликвидаторы, получившие инвалидность во время пребывания в очаге катастрофы или же подвергшиеся лучевому заболеванию;
  • вторая – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с даты происшествия и до 1 июля 1986 года (вне зависимости от продолжительности пребывания), с 1 июля по 31 декабря 1986 года (от пяти суток), на протяжении 1987 года (от четырнадцати суток), эвакуированные из области отчуждения (включительно с еще не родившимися на тот момент детьми, которые получили этот статус по достижении 18 лет) и обязательного выселения;
  • третья – ликвидаторы, присутствовавшие в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года (до пяти суток), на протяжении 1987 года (до четырнадцати суток), с 1988 по 1990 годы (от одного месяца), работники пунктов санобработки граждан в течение 1986 года (от четырнадцати суток), а также жители зон обязательного и добровольного переселения, не вошедшие в предыдущую категорию;
  • четвертая – люди, на постоянной основе проживающие в области радиологического контроля, осуществляемого в усиленном режиме, если до начала 1993 года они пробыли там четыре и более лет.

Могут получать в 2022 году льготы чернобыльцы 1 категории, а также последующих групп, если ими будет оформлен соответствующий статус и получено удостоверение, подтверждающее его.

Льготы и выплаты чернобыльцам в 2022 году и последние новости

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществ��ми вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Читайте также:  Заявление о направлении исполнительного листа судебным приставам

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющи��ися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.

Лица, проводившие эвакуационные мероприятия в 30-километровой зоне вокруг Чернобыльской АЭС, занимавшиеся организацией вывоза с территории людей, сельскохозяйственных животных и всевозможных материальных ценностей.

Другое новшество не скажется на кармане льготников. Оно касается изменения механизма распределения денег, направляемых на финансирования программы социальной поддержки. На основании закона №428 функции распорядителя передадут муниципалитетам, чем снимут нагрузку с федеральных органов.

  • обеспечение жилплощадью в установленном порядке при обращении в государственные органы до 1.01.2015. Критерии нуждаемости установлены в ч.1 ст. 51 ЖК;
  • скидку в размере 50 % на оплату за жилплощадь в государственном или муниципальном здании;
  • скидку в размере 50 % на оплату коммуналок или покупку топлива в домах без центральной системы подачи тепла;
  • право на сохранение должности при реструктуризации штата или устройстве на работы в случае ликвидации компании;
  • право на вступление в кооперативы;
  • обеспечение участками для ИЖС вне очереди;
  • право на покупку домов в садоводческих домах или материалов для постройки вне очереди;
  • обслуживание машины или иного транспортного средства вне очереди;
  • право на поступление ребенка в ДОУ или школу без очереди;
  • компенсации на питание детей в школе (90 руб. ежемесячно), покупку товаров для дошкольников (300 руб., индексируется);
  • доотпуск от 7 до 14 дней без дополнительной оплаты;
  • компенсацию проезда на внутригородском транспорте, за исключением такси;
  • налоговый вычет в размере 3000 руб. в случае лучевой болезни, а также 5000 руб., если женщина была медработником и подверглась облучению.
  • с ограниченными физическими возможностями по причине аварии;
  • ликвидаторы взрыва на ЧАЭС;
  • военнослужащие и пожарные, которые устраняли последствия трагедии;
  • люди, эвакуированные из зоны отчуждения или отселения;
  • граждане, являющиеся донорами костного мозга для пострадавших;
  • военные и медицинские работники, вывозившие людей, животных, предметы искусства из зараженной зоны;
  • дети, рожденные от матерей, проживавших в зоне заражения;
  • жители и сотрудники предприятий всех четырех зон вокруг ЧАЭС.

Вас может заинтересовать :: Имеет ли право женщина на краевой семейный капитал за рождение 3 ребенка, если старшему уже 20 лет в краснодарском крае

Законом №125-ФЗ, который определяет порядок страхования от несчастных случаев на производстве, такие компенсации полагаются и вдовам чернобыльцев, так как их работа по ликвидации последствий катастрофы непосредственно была связана с осуществлением трудовой деятельности. Но Министерством труда и социальной защиты РФ была придумана формулировка полученных вследствие радиационного облучения заболеваний, как заболеваний, возникших в связи с аварией на ЧАЭС.

Также родственникам чернобыльцев предоставляется право на дополнительный отпуск в количестве 14 дней. Этот отпуск оплачивается работодателем, а дату его начала вправе определять сам гражданин, пользующийся такой льготой.

В сфере налогообложения граждане, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с законом об участниках чернобыльских событий 1986 г., полностью освобождаются от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство, которое находится в их собственности и официально зарегистрировано.

  • на ее размер не оказывают влияние стаж работы и дата смерти мужа, период нахождения на его иждивении;
  • величина пособия определяется статусом чернобыльца;
  • если причина смерти мужа не связана с воздействием радиации, размер пенсии составляет 125% от величины социального пособия – 5404 руб.;
  • если муж проходил военную службу в зоне катастрофы и погиб при ликвидации ее последствий, размер пособия увеличивается в 2 раза – 8647 руб.
  1. предоставление новой квартиры при необходимости;
  2. оплату половины стоимости жилья и услуг ЖКХ;
  3. возможность санаторно-курортного лечения;
  4. дополнительный оплачиваемый отпуск сроком до 2 недель;
  5. ежемесячные денежные пособия и компенсационные выплаты;
  6. внеочередное медицинское обслуживание;
  7. компенсацию питания детей в детском саду;
  8. бесплатный проезд на общественном транспорте;
  9. компенсацию в связи с переездом из зараженной зоны на новое место жительства, в том числе, выплату на каждого члена семьи в размере 1120 руб.;
  10. обязательное предоставление работы при переезде с сохранением в течение 4 месяцев заработной платы.
  1. территория отчуждения, на которой расселение запрещено, а отдельные виды хозяйственной деятельности определяются правительством;
  2. районы отселения, где проводится комплекс мер для защиты населения от последствий радиации;
  3. зона с постоянным контролем уровня радиации и возможностью заселения;
  4. территории, наделенные особым экономическим статусом, с уровнем радиации, допустимым для проживания.

Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2021 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.

Существенные преобразования в законодательстве о порядке предоставление помощи чернобыльцам произошли в 2014 году. Был сформулирован правовой статус чернобыльца и его права на ряд льгот. Он был создан с целью обеспечения жертв аварии государственными компенсациями и другими видами помощи.

В 2021 году действуют те же льготы, что были и в прошлом. Кроме пересмотра порядка начисления пособий и компенсаций (всё больше эта нагрузка ложится на бюджеты субъектов) и отмены индексации выплат (что обсуждается в последнее время) серьёзных нововведений в этом вопросе в ближайшие годы пока не планируется. В 2021 выплаты были вновь проиндексированы, для чего Правительством РФ был принят соответствующий закон.

Читайте также:  В ПФР рассказали, когда можно получить все пенсионные накопления разом

Пособия детям Чернобыльцев и их вдовам в 2022 году

Для того, чтобы претендовать на льготы и выплаты, предназначенные определенной категории граждан, необходимо доказать принадлежность к этой категории. В случае с Чернобыльцами нужно обратиться в региональное отделение социальной защиты населения с комплектом бумаг и написать заявление о выдаче специального удостоверения.

Если документы в порядке и предоставлены в полном объеме, заявители получат удостоверение человека, пострадавшего от ЧАЭС. Отдельное удостоверение выдается участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Чтобы получить удостоверение, а вместе с ним и полагающиеся льготы и пособия, потребуется собрать комплект документов, включающий в себя:

Документ Где получить
Паспорт РФ ГУВМ МВД
Военный билет, справки, выписки из архивов, выписки из домовой книги, выписки из управляющей компании Любые документы, которые свидетельствовали бы о проживании, прохождении службы, участии в ликвидации последствий аварии, нахождении в зараженной зоне
Свидетельство о смерти Чернобыльца или решение суда о признании его пропавшим без вести (для вдов, детей и других иждивенцев) Органы ЗАГС
Свидетельство о заключении брака (для вдов Чернобыльцев) Органы ЗАГС
Свидетельство о рождении ребенка (для детей Чернобыльцев) Органы ЗАГС
Документы, подтверждающие родственную связь с Чернобыльцем Органы ЗАГС, УСЗН
Справка о составе семьи Паспортный стол
Справка о постановке на учет в детской поликлинике (для детей, родившихся после выезда из опасной зоны) Районная поликлиника
Справка об ухудшении здоровья из-за воздействия радиации (для детей) Педиатр
Заключение медико-социальной экспертизы (для инвалидов) Бюро МСЭ

Ошибка: Гражданин обратился за выплатой пособия на ребенка Чернобыльца, не получив удостоверение человека, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.

Комментарий: Все льготы и пособия оформляются данной категории граждан на основании удостоверения Чернобыльца.

Ошибка: Родственники Чернобыльца претендуют на ежемесячное пособие после его смерти.

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

График повышения пенсий в 2023 году

Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:

  • С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
  • С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
  • С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
  • С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
  • С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Результат рассмотрения жалобы

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).

Кому и как повысят пенсии в 2022 году

В 2021 году в России пенсия чернобыльцев положена тем, кто был подвержен лучевой болезни, стал инвалидом, ликвидируя последствия катастрофы, или же находился в опасной зоне в момент аварии. Кроме того, на поддержку со стороны государства могут рассчитывать следующие категории граждан:

  • нетрудоспособные родственники уже покойных пострадавших;
  • рабочие предприятий, которые продолжали функционировать включительно по 1987 год;
  • физические лица, ставшие донорами для пострадавших, нуждающихся в пересадке костного мозга;
  • военнослужащие, которые помогали бороться с последствиями катастрофы;
  • люди, вынужденные покинуть место своего проживания вследствие аварии;
  • обладатели льготного статуса, который положен тем, кто продолжает проживать в зоне отселения.

Повышение ЕДВ в 2022 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам

Однако, каждый такой случай необходимо рассматривать отдельно. Поэтому, для получения исчерпывающего ответа на Ваш вопрос рекомендую обратиться непосредственно в отдел пенсионного фонда по месту Вашего фактического проживания.С уважением, Виктория Глушко.

Если же участник ликвидации аварии был военным, и причина его смерти связана с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей во время ликвидации аварии, то пенсия будет больше. Для получения пенсии в повышенном размере необходимо получить заключение государственного учреждения медико-социальной экспертизы. При наличии такого заключения вдове назначается пенсия по потере кормильца в размере 8 647 руб. 48 коп. Это 200% от социальной пенсии по старости.

Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.

  • Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
  • Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.

Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.

В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.

Читайте также:  Как составить завещание без нотариуса

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:

  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Все вышеперечисленные меры господдержки не устанавливаются автоматически. Их необходимо оформлять самостоятельно.

Для того чтобы получить жилье, нужно не просто быть вдовой чернобыльца, но и действительно нуждаться в улучшении условий проживания. Также важным условием является постановка супруга в очередь на получение жилищного сертификата. Правила получения льготного жилья определены Постановлением № 153. Одиноко живущая женщина может претендовать на 33 квадратных метра. На двоих государством положены 42 квадрата жилплощади. Если количество проживающих близких родственников больше, на каждого определяется по 18 квадратных метров. Если в собственности женщины уже есть дом или квартира, она должна отказаться от имеющегося жилья в пользу государства, чтобы получить от него новую жилплощадь. Если же она желает сохранить имеющийся жилой объект, работники местной администрации помогут рассчитать разницу между положенными и имеющимися метрами. Именно эту разницу оплатит государство, если она не менее 18 квадратов.

Чтобы претендовать на госпомощь, женщине нужно подать заявку на замену сертификата в связи со смертью мужа. К заявке прилагается следующие официальные бумаги:

  1. паспорт;
  2. ксерокопия сертификата, полученного мужем;
  3. копия свидетельства о смерти супруга;
  4. справка о расторжении договора с банком без расходования средств.

Если при этом вдовы проживают на зараженных территориях, работают там либо сами обладают удостоверением чернобыльца, им предоставляются дополнительные льготы, также описанные в вышеупомянутом законодательном акте.

Социальные и финансовые компенсации законом установлены для вдов, при условии, что:

  • после смерти мужа жена не оформила повторно брак и не имела других детей;
  • находилась на иждивении мужа;
  • проживала с участником ликвидационных работ на одной жилплощади;
  • ее муж получил лучевую болезнь после катастрофы на АЭС; имел статус инвалида, полученный до 12 февраля 2001 года;
  • причины смерти мужа связаны с нахождением в зоне аварии по службе или в связи с работами по устранению ее последствий.

Государственная социальная поддержка регулируется правовыми нормами. Что касается сертификатов, то им посвящено постановление правительства № 153 «Об утверждении Положения…» от 21 марта 2006 года.

Назначение сертификата может быть непонятным. Давайте рассмотрим, что это такое и для чего оно используется?

    (Ваучер — это документ, выданный на имя чернобыльца, дающий право на бесплатное социальное пособие. Она может быть выдана для улучшения жилищных условий по жилищной программе (ст. 2 Закона).
  • Сертификат выдается на персонализированной бумаге, заверяется печатью и подписью уполномоченных лиц в регионе. Владельцем сертификата считается гражданин с низким уровнем дохода, имя и личные данные которого указаны в сертификате.
  • Согласно закону, чернобыльцы включены в список первоочередных получателей жилищного сертификата. Претенденты также могут участвовать в других подпрограммах в рамках государственной поддержки, например, в программе «Молодая семья».
  • Цель ваучеров — социальная поддержка государства в улучшении условий жизни бенефициаров. В случае с сертификатом это покупка квартиры в новостройке или выплата ипотечного кредита. Допустимые варианты указываются в тексте сертификата.
  • Если у чернобыльца или его семьи уже есть жилье, это не является основанием для отказа в выдаче сертификата. Причина — недостаток площади для всех членов семьи — менее 10-15 квадратных метров на человека. В случае малоэтажного государственного жилья договор социального найма должен быть расторгнут на основании заявления (статья 16(4) Закона).

Чернобыльский сертификат покрывает часть расходов на приобретение новой квартиры. Семьи могут использовать социальные пособия для переезда в хорошо оборудованную квартиру с достаточной площадью. Квадратные метры рассчитаны в соответствии с региональными стандартами.

Меры социальной поддержки

Льготы вдовам погибших чернобыльцев определены статьями 14 и 15 закона № 1244-I. К ним относятся:

  • получение жилого помещения от государства (при условии, что семья встала в очередь до 2005 года);
  • скидки при оплате счетов за коммунальные услуги и капремонт (до 50%);
  • сниженная цена при оплате топлива для обогрева дома, а также транспорта, доставляющего топливо (до 50%);
  • возможность устроить детей в школьные и дошкольные организации и в санатории без очереди;
  • возможность получать денежную компенсацию на питание детей, посещающих общеобразовательные учебные заведения;
  • получение места в пансионате для престарелых без очереди.

Защита кадров-чернобыльцев от увольнения и другие льготы ТК РФ в 2020 году

Узнать, какие льготы положены чернобыльцам в 2020 году, можно из представленного ниже перечня гарантий – это список привилегий, на которые могут претендовать граждане, обладающие удостоверением, подтверждающим официально их статус:

  • улучшение вне очереди условий жилья;
  • скидка на квартплату в размере 50 %;
  • льгота на оплату коммунуслуг в объеме 50 % от суммы, указанной в квитанциях;
  • 50 % скидка на покупку топлива, необходимого для обогрева жилья в холодное время года;
  • при сокращении на предприятиях и в учреждениях кадров льготы для чернобыльцев в 2020 году предполагают защиту людей с таким статусом от увольнений;
  • право на вступление вне очереди в жилищные кооперативы, садовые, огороднические товарищества, получение мест в гаражных комплексах;
  • возможность внеочередного приобретения лекарств в аптеках, обслуживания в поликлиниках;
  • право покупать медикаменты по льготным рецептам;
  • обеспечение местами в домах для престарелых людей, ветеранов, граждан с инвалидностью без очереди.

Как Высчитывается Ндфл У Вдов Чернобыльцев

  • для заболевших лучевой болезнью или ставших инвалидами в связи с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
  • для участников Включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятых В том числе временно направленных и командированных в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также участников ликвидации последствий других Указаны в подпунктах 3.1 — 3.4 пункта 3 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» радиационных аварий;
  • для Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, Героев Беларуси, полных кавалеров орденов Славы, Отечества, Трудовой Славы;
  • для участников Великой Отечественной войны, а также лиц, имеющих право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах»;
  • для инвалидов I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *