- Авторское право

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юридическая ответственность за экологические правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экологии

20 апреля 2022 года, 12:17

К наиболее суровым видам ответственности физических лиц за нарушение природоохранного законодательства относится уголовная ответственность.

К уголовной ответственности нарушители привлекаются в случаях, когда административное воздействие оказалось неэффективным, либо совершено экологическое преступление с высоким уровнем и степенью общественной опасности.

Ответственность за экологические преступления предусмотрена главой 26 УК РФ, которая содержит 18 статей.

Субъектом преступлений против экологии может быть физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Кроме того, по некоторым категориям дел к ответственности может быть привлечено лицо, обладающее признаками специального субъекта, например, по части 3 статьи 253 УК РФ — с использованием своего служебного положения.

Уголовные преступления в области охраны окружающей среды предусмотрены следующими статьями УК РФ:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246);
  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247);
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (статья 248);
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (статья 249);
  • загрязнение вод (статья 250);
  • загрязнение атмосферы (статья 251);
  • загрязнение морской среды (статья 252);
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (статья 253);
  • порча земли (статья 254);
  • нарушение правил охраны и использования недр (статья 255);
  • незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (статья 256);
  • нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 257);
  • незаконная охота (статья 258);
  • незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (статья 258.1);
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (статья 259);
  • незаконная рубка лесных насаждений (статья 260);
  • уничтожение или повреждение лесных насаждений (статья 261);
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (статья 262).

Также в УК РФ имеется еще один состав преступления, включенный в главу «Преступления против мира и безопасности человечества», однако имеющий своей направленностью цель массового уничтожения растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, — экоцид (статья 358).

В качестве наказания за совершение преступлений в области охраны окружающей среды применяются:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы;
  • арест.

Прокуратура города Омска.

Конституционная ответственность за экологические правонарушения

Современное российское законодательство предусматривает новый вид юридической ответственности за экологические правонарушения, которую можно назвать конституционной. Установление этого вида ответственности связано с потребностями решения важнейшей задачи обеспечения единообразного законодательного регулирования общественных экологических отношений в пределах всего государства, что служит фактором укрепления российской федеративной государственности. Особенно актуальна эта задача для федеративного государства на его стадии формирования нового законодательства и становления основ федеративной государственности. Значение конституционной ответственности подтверждается практикой нормотворческой деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях, характеризуемой нарушением принципа соответствия принимаемых актов Конституции РФ, законам и другим нормативным правовым актам. Такая практика является довольно распространенной в течение всего периода развития современного Российского государства. Требование о соответствии установлено Конституцией РФ и другими актами.

Конституционная ответственность регулируется Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Федеральным законом от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, согласно статье 3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности.

В случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом.

Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, иных органов государственной власти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке (ст. 27).

Согласно Федеральному закону обязанности по обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации и федеральных законов на уровне субъектов РФ возложены на законодательный орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении ими своих полномочий.

При выявлении несоответствия закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта законодательного органа государственной власти субъекта РФ федеральному законодательству, конституции (устава) субъекта РФ до принятия мер конституционной ответственности Президент России вправе обратиться в представительный орган государственной власти субъекта РФ с представлением о приведении их в соответствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, конституциями (уставами). В случае возникновения разногласий при реализации этого права Президент России использует согласительные процедуры для их разрешения. Если не удается достичь согласованного решения, Президент России может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения в связи со сменой фамилии

Законы субъекта РФ, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправл��ния, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Что касается акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта), актов органов исполнительной власти субъекта РФ, ст. 29 установила право Президент России приостановить их действие в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

В период действия указа Президента России о приостановлении действия соответствующих актов высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) и (или) органом исполнительной власти субъекта РФ не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом России, либо вносящего в него необходимые изменения. При этом высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта РФ акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.

Виды лесопользования.

1. Заготовка древесины – основной вид лесопользования, осуществляется в порядке рубок главного и промежуточного пользования тесом (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также имеющие защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей).

В лесах третьей группы проводятся рубки главного пользования. В лесах второй группы устанавливается режим ограниченной эксплуатации, как и в регионах с недостаточными лесными ресурсами. Наибольшие ограничения устанавливаются в лесах первой группы, ценных в экологическом отношении. Здесь проводятся только такие рубки главного пользования, которые способствуют усилению природоохранных функций данных лесов, использованию запасов перестойных и спелых древостоев и др. В лесах национальных парков, орехопромысловых зон, притундровых и иных, отнесенных к особо ценным лесным массивам, допускаются только рубки промежуточного пользования, выборочные санитарные рубки ухода за лесом.

2. Заготовка живицы осуществляется в хвойных, перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки главного пользования. Порядок оплаты за заготовку живицы устанавливается законодательством РФ и других субъектов РФ.

3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться юридическими и физическими лицами без причинения вреда лесу. К второстепенным лесным материалам относятся пни, луб, кора, береста, сосновая и еловая лапы, древесный веточный корм и т. д. Эти материалы отпускаются заготовителям за плату, устанавливаемую местной администрацией.

4. Побочное лесное пользование разделяется:

– на общедоступное – сбор плодов, ягод, грибов, мха, камыша, лекарственного и технического сырья, которое осуществляется населением, как правило, бесплатно и без выдачи специального разрешения, но при соблюдении установленных правил ведения лесного хозяйства;

закрепленное за определенными организациями и гражданами – сенокошение, пастьба скота, пчеловодство, добыча торфа, песка, камня, глины и др. на основании специальных разрешений.

5. Пользование лесом в научно-исследовательских целях осуществляется на специально выделенных участках лесного фонда. Порядок и условия пользования лесным фондом для указанных целей определяются представительными органами субъектов РФ.

6. Пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

7. Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства осуществляется в порядке и на условиях, установленных специальными правилами, утвержденными органами исполнительной власти субъектов РФ.

Виды экологических преступлений

Существует следующая классификация экологических преступлений:

  1. Засорение вод и прочих подземных источников. Подобные действия всегда являются следствием нарушения специальных норм. Большое значение здесь играет степень вреда, причиненного окружающей среде.
  2. Засорение морей и других источников. Обычно это происходит из-за выброса веществ, представляющих потенциальную угрозу для здоровья людей и прочих живых ресурсов.
  3. Загрязнение атмосферы.
  4. Отравление земель. Речь идет о нанесении вреда земельным площадям в результате использования опасных удобрений и прочих химикатов.
  5. Уничтожение (причинение вреда) лесному фонду вследствие неосторожного обращения с огнем и прочими источниками, представляющими повышенную опасность.
  6. Противозаконная вырубка леса.
  7. Незаконная охота.
  8. Противоправный вылов рыбы и других обитателей морей и рек.
  9. Возведение незаконных построек (дамб, мостов), явившихся причиной массовой гибели рыб или прочих водных обитателей.
  10. Производство отходов, представляющих большую опасности для окружающей среды.
  11. Создание несанкционированной свалки.
  12. Не соблюдение санитарных норм.

Вот неполный перечень преступлений экологической направленности, за совершение которых предусматривается уголовная ответственность. Стоит понимать, что на квалификацию статьи большое значение оказывает размер причиненного ущерба и прочие сопутствующие обстоятельства.

Комментарии к статье 20 УК РФ

Обязательным признаком субъекта является достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Общий возраст наступления уголовной ответственности установлен в 16 лет. За ряд преступлений, общественную опасность которых лицо способно осознавать в более раннем возрасте либо которые рассматриваются законодателем как особо опасные сами по себе, уголовная ответственность наступает с 14 лет (ч. 2 статьи 20 УК РФ).

Возрастная невменяемость

В ч. 3 статьи 20 УК РФ закреплено понятие так называемой возрастной невменяемости. Оно связано с несоответствием документального возраста лица его социальному возрасту вследствие причин, не связанных с психическим расстройством (если такое несоответствие возрастов вызвано психическим расстройством, то применима либо ст. 21 УК РФ, либо ст. 22 УК РФ). Данное понятие применимо к лицам от 16 (14) и до 18 лет.

Медицинский критерий возрастной невменяемости представляет собой отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством. Такое отставание выражается в социальной или педагогической запущенности или инфантилизме лица. Это состояние является полностью обратимым при надлежащем воспитании.

Юридический критерий возрастной невменяемости предполагает, что лицо не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Темпоральный критерий возрастной невменяемости связан с ее наличием во время совершения общественно опасного деяния.

Юридическим следствием возрастной невменяемости является непривлечение лица к уголовной ответственности.

Установление возраста привлечения к уголовной ответственности

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» содержатся следующие разъяснения:

«В соответствии со статьями 19, 20 УК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 421, статьей 73 УПК РФ установление возраста несовершеннолетнего обязательно, поскольку его возраст входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию, является одним из условий его уголовной ответственности.

Лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т.е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица».

Комментарий к Ст. 20 Уголовного кодекса

1. Обязательным признаком субъекта является достижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Общий возраст наступления уголовной ответственности установлен в 16 лет. За ряд преступлений, общественную опасность которых лицо способно осознавать в более раннем возрасте либо которые рассматриваются законодателем как особо опасные сами по себе, уголовная ответственность наступает с 14 лет (ч. 2 статьи).

Читайте также:  Страховые взносы ИП в 2022 году

2. Общие правила определения возраста установлены в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних». Возраст лица устанавливается по официальным документам, и лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, по истечении соответствующего дня его рождения, т.е. с ноля часов следующих суток. При отсутствии документального подтверждения точного возраста и известности месяца и года или только года рождения датой рождения лица признается соответственно последний день месяца или 31 декабря. При установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста лица.

3. В ч. 3 статьи закреплено понятие так называемой возрастной невменяемости. Оно связано с несоответствием документального возраста лица его социальному возрасту вследствие причин, не связанных с психическим расстройством (если такое несоответствие возрастов вызвано психическим расстройством, то применима либо ст. 21, либо ст. 22 УК). Данное понятие применимо к лицам от 16 (14) и до 18 лет.

Медицинский критерий возрастной невменяемости представляет собой отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством. Такое отставание выражается в социальной или педагогической запущенности или инфантилизме лица. Это состояние является полностью обратимым при надлежащем воспитании.

Юридический критерий возрастной невменяемости предполагает, что лицо не может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Темпоральный критерий возрастной невменяемости связан с ее наличием во время совершения общественно опасного деяния.

Юридическим следствием возрастной невменяемости является непривлечение лица к уголовной ответственности.

Если в составе правонарушения выделяются объекты посягательства группы однородных правонарушений, имеет место следующая классификация:

  • Противоправное уничтожение и нанесение повреждений природным ресурсам, таким как загрязнения, засорение вод, уничтожение площадей лесов, существенное повреждение сельскохозяйственных угодий.
  • Нарушение и игнорирование правил передачи в собственность природных ресурсов, связанных с возможностью нанесения ущерба по отношению к окружающей среде. К таким нарушениям относится внедрение в эксплуатацию технических конструкций и предприятий, наносящих урон окружающей среде.
  • Бездействие или невыполнение установленных правил сохранения природных ресурсов.
  • Умышленное использование различных природных ресурсов в собственных корыстных целях. Например, сбор дикорастущих редких растений.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

Какое грозит наказание и как его избежать: алгоритм первоначальных действий

Первый и основной вопрос, на который пытается получить ответ любой человек, если в отношении него, его близкого родственника или знакомого возбуждено уголовное дело: какое наказание грозит в случае вынесения обвинительного приговора. Это вполне нормально, так как человеку свойственно прогнозировать будущее в плане как положительных, так и отрицательных последствий тех или иных событий, а в случае, когда проводится расследование уголовного дела, хочется прежде всего понять, посадят или нет, если есть риск лишения свободы, то на какой срок и как избежать ответственности.

В этой статье мы рассмотрим наиболее важные нормы уголовно-процессуального законодательства, связанные с регулированием вопросов назначения наказания и освобождения от него.

Алгоритм действий при определении санкции, которая может быть назначена за конкретное преступление, следующий:

Определить, какая максимальная санкция предусмотрена УК РФ за совершение преступного деяния, в котором обвиняется гражданин, и определить его категорию.

Определить, есть ли основания для освобождения от уголовной ответственности.

Определить, есть ли основания для применения норм УК РФ, устанавливающих пределы наказания для отдельных категорий или видов преступлений.

Определить, есть ли основания для освобождения от наказания.

Рассмотрим каждый из перечисленных этапов алгоритма по отдельности.

Последствия экологических преступлений

Последствия преступлений против экологии могут иметь глобальный характер. Компенсировать причиненный вред часто невозможно. Все последствия преступлений против экологии можно разделить на 4 группы:

  • Отрицательное влияние на качество окружающей среды, например, отравление воды или заражение почвы.
  • Потеря природного элемента, например, вырубка леса.
  • Причинение физического вреда людям и представителям флоры. Одно из серьезнейших последствий. За преступления с подобными последствиями назначается наиболее суровое наказание. Примером таких последствий может считаться эпидемия, произошедшая из-за нарушения правил перевозки опасных биологических веществ.
  • Неустановленные изменения в окружающем мире. В эту группу включены все остальные отрицательные для окружающей среды исходы.

Общая характеристика экологических преступлений

Экологические преступления – это такие противозаконные деяния, которые подрывают безопасность окружающей природной среды.

В Уголовном кодексе РФ ответственность за совершение экологического преступления расписана в главе 26.

Выделено целых 18 статей с 246 по 262, где четко расписано, какую ответственность несет лицо за совершение преступления против окружающей среды, природы.

Говоря об общей характеристике таких преступлений, законом выделены статьи 246–249, в которых написано, что:

  • за нарушение правил охраны окружающей среды при строительстве, эксплуатации различных объектов, что стало причиной массовой гибели животных, изменения радиоактивного фона, виновное лицо (лица) может быть привлечено к уголовной ответственности согласно ст. 246. За подобное преступление виновному может грозить штраф (до 120 тысяч рублей), привлечение его к оплачиваемому труду и даже тюремное заключение сроком до 5 лет;
  • если лицо (группа лиц) нарушило установленные правила по производству, хранению, транспортировке опасных отходов, химических веществ, вследствие чего создалась угроза для здоровья людей или был нанесен вред окружающей среде, либо вследствие вышеупомянутых действий массово погибли животные, тогда виновному может грозить наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей, работ в местах, определенных судом или тюремное заключение сроком до 2 лет. А если вследствие вышеупомянутых действий массово заболели люди или погиб хоть один человек, тогда злоумышленнику грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет (ст. 247 УК РФ);
  • если вследствие нарушения правил безопасности во время работы с токсинами или другими опасными и вредными агентами был нанесен вред здоровью человека, распространилась эпидемия, тогда виновного может ждать наказание как в виде штрафа (до 300 тысяч рублей), так и в виде привлечения его к труду сроком до 24 месяцев;
  • если в результате таких действий наступит смерть хоть одного человека, тогда злоумышленнику будет грозить наказание в виде привлечения к труду или лишение свободы сроком до 5 лет (ст. 248 УК РФ);
  • если ответственные лица нарушили ветеринарные правила, вследствие чего была зафиксирована эпидемия у животных, тогда виновным может грозить наказание как в виде штрафа (до 120 тысяч рублей), так и в виде различных работ, и даже лишение свободы сроком до 24 месяцев.
Читайте также:  Военная пенсия в Беларуси в 2022 году

Разновидности экологических преступлений

В УК экологические преступления классифицируются в первую очередь по объектам, на которые направлено то или иное преступление, а именно:

  1. Нарушение правил безопасности экологии (статьи 246–248 УК РФ). К примеру, производство опасных отходов.
  2. Посягательства на объекты природы (статьи 250–255 УК РФ). Например, засорение источника питьевой воды, построение искусственного острова, неправильное использование удобрений, повлёкшее порчу земли.
  3. Посягательства на животных или растительность. Как пример – незаконная охота (ст. 258), уничтожение территорий обитания любых организмов, которые занесены в Красную книгу (ст. 259).

Существенные различия преступления от правонарушения

Люди, не вникающие в тонкости такой науки, как юриспруденция, могут не осознавать, что есть существенная разница между такими словами, как преступление и правонарушение. Однако разница есть, и она очень весомая. Так, чем отличается административная ответственность от уголовной?

Нарушение нормы административного права, подразумевает под собой определённый поступок, который имеет такие последствия, как беспокойство общественного порядка. Эта меньшая из проблем современного общества. К таким неправомерным действиям обычно относят: нахождение в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, управление ТС (транспортным средством) без водительского удостоверения или страхового полиса, превышение скоростного режима на автомобильной дороге, управление транспортом без пристёгнутого ремня безопасности.

Если говорить об общих характеристиках, то они включают в себя:

  • пренебрежительное отношение к предписаниям или запретам государства;
  • причинение другим людям морального вреда или материального ущерба в незначительных или средних размерах;
  • игнорирование юридических запретов полностью или частично.

Законодателем разработана определённая нормативная база, которая относится к разделу административного права. Когда гражданин совершает поступок, который противоречит установленной норме, его действия, расцениваются как правонарушение.

Вред, который причиняется такими поступками, может быть направлен как на отдельных граждан, так и на все общество. При таких случаях, нарушитель представляет минимальную опасность для окружающих или общества.

Все проступки, действия и бездействия, которые относятся к такому виду нарушений, перечислены в Кодексе об Административной ответственности РФ. Здесь же закреплены меры воздействия, которые могут быть применены к виновному лицу.

Стоит заметить, что меры государственного наказания, указанные в этом кодексе сравнительно мягкие. Они включают:

  1. Денежные штрафы (материальное взыскание).
  2. Общественные работы.
  3. Административный арест на небольшой промежуток времени.

Особенное внимание, следует обратить на то, что административный арест не влечёт за собой последующее наличие судимости и погашается за сравнительно короткий срок. Тут, привлечение к ответственности допускается с того момента, как лицо достигло возраста 14 лет.

Сущность самого понятия преступления заключена в том, что человек, преступает норму закона.

Здесь, речь идёт конкретно об уголовном законе. Совсем не зря, на законодательном уровне, эти проступки выделены как отдельная сфера взаимоотношений общества и имеют очень серьёзное наказание, предлагаемое для применения.

Любое преступление, можно назвать тяжёлым нарушением, которое посягает на такие сферы жизни, как:

  1. Личные права и свободы человек.
  2. Собственность физического лица, организаций или государства.
  3. Конституционный строй страны.
  4. Сфера государственного управления.
  5. Установленные правоотношения в обществе.

Преступность имеет большое количество классификаций, по многим параметрам, основным из которых является степень общественной опасности.

К примеру, отчего в большей опасности находится общество: от того ли, что человек украл на рынке мешок картошки? Или всё-таки гражданин представляет большую опасность, если убил продавца магазина? Ответ однозначен.

Естественно, что в любой системе, любого государства нашего мира, за убийство, будет назначено более суровое наказание, чем за кражу. Опять же, даже воровство может происходить разными способами: тайное воровство – это кража, она менее опасна, так как распространяется только на материальный, а, возможно, моральный вред, без контакта с владельцем имущества.

Перечень преступлений

В соответствии с Уголовным кодексом, наказанию подлежат такие экологические преступления:

  • Нарушение правил безопасного использования микробиологических агентов или токсинов, повлекших за собой причинение вреда состоянию здоровья людей, распространение различных эпидемий, а также тяжких последствий, в том числе наступление смерти человека.
  • Отклонение от норм ведения ветеринарной деятельности, повлекшее за собой распространение эпизоотий или другие тяжкие последствия, носящие характер эпидемии и охватывающие целые поголовья на больших территориальных участках.
  • Нарушение правил, которые установлены в охране рыбных запасов, повлекших за собой массовую гибель популяции рыбы или других водных существ, а также значительное уничтожение их кормовых запасов.
  • Уничтожение местообитаний животных и организмов, которые занесены в Красную книгу.
  • Нарушение установленного режима территорий или объектов, находящихся под охраной, и причинение существенного ущерба этим природным ресурсам.
  • Нарушение установленных правил как следствие осуществления производственной деятельности или выполнения других работ, повлекших за собой изменение радиационного уровня и причинение ущерба здоровью людей или к массовому уничтожению популяций животных и других организмов.
  • Нарушение способов и правил хранения, утилизации вредных соединений и отходов, которые способны нести угрозу для людей или природной среды и влекут загрязнение и отравление, причинившее вред состоянию здоровья человека или приведшее к массовому уничтожению животных. А также если они были совершены в зонах с чрезвычайной экологической ситуацией или бедствием и повлекли за собой смерть человека либо массовые эпидемии.
  • Загрязнение водных ресурсов, повлекшее причинение ущерба рыбным запасам, животному и растительному миру, а также близлежащим лесным или хозяйственным угодьям, особенно если был нанесен вред состоянию здоровья человека или наступила его смерть.

Наступление административной ответственности

Административная ответственность за экологические правонарушения наступает в соответствии с совершением противоправных действий преднамеренно или по неосторожности.

К правонарушителям административного производства применяются наказания в виде штрафа, предупреждений, конфискации, изъятия орудия и лишения специальных прав физических лиц на осуществление определенного вида деятельности, в связи с которым был нанесен ущерб.

Перечень нарушений полностью соответствует уголовно наказуемым преступлениям с тем отличием, что административные экологические правонарушения не нанесли вреда состоянию здоровья человека или не привели к уничтожению растительных и животных ресурсов, но, тем не менее, нанесли существенный ущерб или были направлены на достижение определённых уголовных правонарушений, но не были осуществлены в полной мере.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *